Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (434) 03 мая 2004 г. Тема недели

ДОРОГАЯ ИХ ДЕМОКРАТИЯ

03.05.2004
Сергей ЖБАНОВ

№ 17 [434] от 03.05.04 - Жаль, что на прошлой неделе белорусский премьер Сергей Сидорский отменил свой визит на международный экономический форум в Варшаве, посвященный расширению и перспективам Евросоюза. Он мог бы многое рассказать стагнирующей Европе о путях экономического прогресса. Но не довелось.

Кто-то, может быть, и свяжет изменение рабочего графика Сергея Сидорского с двумя жесткими резолюциями ПАСЕ по Беларуси, принятыми буквально накануне визита. И, наверное, будет не прав. Занятость премьера республики, экономика которой демонстрирует стремительные темпы прироста, вызывающие зависть у всей Европы, не должна вызывать сомнений.

Из десяти государств, присоединяющихся к ЕС, восемь - это бывшие страны соцлагеря: Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения. Все они пошли по пути реформ, предначертанных ЕС. И вот заслуженная награда - вступление в «европейский рай».

Но сегодня не Польшу, Венгрию или Чехию называют на Западе экономическими «тиграми», а Россию, Казахстан, Украину, не страдающих от груза вредных влияний ЕС. У постсоветских стран более эффективная экономика, чем у новоиспеченных стран - членов ЕС. К этому шокирующему выводу пришел Андерс Ослунд - директор программы для России и Восточной Европы Фонда Карнеги, автор статьи «An Expending Europe, in Decline» («Европа расширяется, а жизнь ухудшается»), опубликованной 27 апреля 2004г. в газете Washington Post.

«Европа - экономический неудачник», -
констатирует Ослунд. Модель Евросоюза, может быть, и обеспечивает стабильное демократическое общество, но с медленным экономическим ростом - около 3% в год. Таков темп ежегодного прироста экономики Польши, Чехии, Словакии и Венгрии за последние пять лет.

Для сравнения: девять членов бывшего СССР, в которых проведены рыночные преобразования (Россия, Украина, Казахстан, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Киргизия и Таджикистан), в последние пять лет показывали средние темпы прироста не менее 7% в год. Однако среди этих республик шведский экономист не упоминает Беларусь, которая также демонстрирует вполне приличные темпы прироста экономики - 6-6,5%, но не вследствие высоких темпов рыночных преобразований, а в виду отсутствия таковых.

Ослунд вынужден признать, что в перечисленных им бывших республиках экс-СССР реформы тоже идут вяло и мало что делается для установления демократии и верховенства закона. Экономические показатели всех этих стран начали расти с 1999г., т.е. с момента начала роста мировых цен на нефть. Причем к экспортерам нефти среди перечисленных стран Ослунд относит только Россию, Казахстан и Азербайджан. Следовательно, приходит к выводу автор, причиной ускорения их экономического роста следует считать то, что «в них, наконец, начинают работать рыночные реформы».

Это невинное заблуждение западного экономиста. Основная причина экономического пробуждения этих стран - не реформы, а российская экономика, которая стала локомотивом для всех бывших советских республик. На это ясно указывают выводы последнего доклада о мировом экономическом развитии, подготовленного экспертами ООН.

Кстати, именно этим обстоятельством объясняются более высокие темпы развития стран Балтии, отмеченные шведским экономистом, в сравнении с их центрально-европейскими собратьями. Впрочем, от более тесного сотрудничества с Россией страны Балтии успели и пострадать больше остальных в результате кризиса 1998г.

Кроме того, многие из бывших советских республик, не имея ни собственной нефти, ни газа, умудряются реэкспортировать российские энергоносители, используя благоприятную внешнюю конъюнктуру. Ласковое теля, как известно, двух маток сосет.

Но за финансовую помощь от Запада приходится платить выполнением всех бюрократических правил ЕС, включая самые устаревшие, что и тормозит экономическое развитие новых членов ЕС. Поэтому Ослунд считает, что «страны Центральной Европы уже получили от вступления в ЕС все, что могли, и их ждет стагнация, если они решатся принять страшную экономическую модель ЕС».

Наибольший вред новичкам в ЕС может быть нанесен в результате реформирования государственной финансовой системы по единым евростандартам с высокими налогами и чрезмерными социальными издержками. Как известно, в Центральной Европе, как и в Западной, затратная часть бюджета составляет не менее 46% ВВП. Следствием этого становится невыносимый для экономик стран - новичков ЕС бюджетный дефицит в 7% ВВП и более низкие, чем в США, темпы прироста экономики.

Не является исключением из этого правила и Россия, и те постсоветские республики: где уровень госрасходов наименьший, там и наблюдаются самые высокие темпы экономического развития. Кстати, как справедливо замечает Ослунд, «самым лучшим лекарством государства от коррупции является снижение государственных расходов и доходов».

Зато в постсоветских странах, в отличие от стран Центральной Европы, более жестко регулируется рынок труда и гораздо выше налоги на фонд заработной платы. В результате в Польше уровень безработицы превысил 20%, а в России составляет всего 8%. А в Беларуси - 3%. В СССР, как известно, безработицы вообще не было, а тунеядство уголовно наказывалось. В своей статье Ослунд цитирует слова министра финансов Словакии Ивана Миклоша: «Европу разъедают негибкость рынка труда, тяжелое налоговое бремя, раздутый государственный сектор и другие препятствия свободной конкуренции, и пропасть между Соединенными Штатами и Европой не только не сужается, но и продолжает расти».

Андерс Ослунд, чувствуя, что перешел к прямым комплиментам в адрес постсоветских стран, поспешно оговаривается, что «они авторитарны и коррумпированы, в то время как страны Центральной Европы богаче и гораздо демократичнее». Из этого только нужно сделать правильный вывод - модель Евросоюза обеспечивает стабильное демократическое общество, но медленный экономический рост.

Поэтому тем, кто отстаивает демократию, необходимо достойно ответить на новый вызов - «медленный экономический рост в Центральной Европе является следствием не демократического режима, а применения правил ЕС. Союзу необходимо либерализовать свою экономику и умерить аппетиты расходной части бюджета». Если в этом союзе будет 25 стран-членов при отсутствии эффективно работающего политического института, новый ЕС в обозримом будущем наверняка ждет экономическая стагнация.

Следующие страны-кандидаты на вступление в ЕС не должны впредь стоять перед выбором: демократия или экономический рост. Тем более Беларусь, которую, по самым оптимистичным прогнозам, ранее 2025г. в Евросоюзе не ждут. Готовясь к расширению Евросоюза, МИД Беларуси пытался избежать только прямого финансового ущерба республике, упустив из виду особое пристрастие европейцев к соблюдению демократических норм и процедур. Принятие двух резолюций ПАСЕ означает, что в течение полутора лет переговорного процесса белорусским дипломатам удалось ликвидировать далеко не все угрозы. И невыполнение решений ПАСЕ может стать причиной санкций со стороны ЕС, а значит, и экономического ущерба для страны. Демократия дорогого стоит.
Добавить комментарий
Проверочный код