Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (434) 03 мая 2004 г. События. Оценки

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

03.05.2004
Сергей ЖБАНОВ

Ровно месяц прошел с тех пор, как глава Минфина РФ Алексей Кудрин и его заместитель Сергей Шаталов объявили о переходе к международным принципам взимания НДС в торговых взаимоотношениях с Беларусью. Введение с 1 января 2005г. новых налоговых правил вместо единого рубля на территории Беларуси подразумевало официальное восстановление таможенного режима на границе двух государств и начало нормальных межгосударственных экономических взаимоотношений.

Услышав заявления представителей российского Минфина, премьер-министр Сергей Сидорский сделал вид, что верит и ждет официального ответа из Москвы на белорусский пакет предложений. Но других сигналов от российского правительства, кроме жесткого заявления Минфина РФ, так и не последовало.

В результате белорусский кабинет оказался перед непростым выбором. Согласие на новые российские предложения означало бы долгожданное приобретение белорусским бюджетом косвенных налогов. Но в урезанном виде, с изъятиями НДС при экспорте нефти и газа. Таким образом, бюджет республики ежегодно начал бы пополняться на сумму примерно в $150 млн. Но терял бы НДС за два года в сумме $300 млн., выплачиваемый единовременно Россией в случае введения единой валюты с 1 января 2005г. Видимо, подсчитав потери от дезинтеграции, министр финансов Беларуси Николай Корбут заявил: «Позиция Беларуси заключается в том, что мы готовы перейти на принцип страны назначения, но без всяких изъятий».

Понятно, что каждый хочет быть здоровым и богатым, но со странами СНГ Россия иначе не торгует. Следовательно, Минфин республики хочет добиться от Москвы особого порядка использования принципа страны назначения при взимании косвенных налогов. Но на каких основаниях? Если раньше все уступки можно было списать в расходную часть российского бюджета как издержки по интеграции, то теперь это невозможно.

Остается один выход: вернуться к разговорам о единой валюте, со всеми причитающимися выплатами для пострадавшей стороны. И такие переговоры идут. Из слов премьера Сидорского ясно, что вопрос выплаты компенсаций по косвенным налогам за предыдущие годы вновь обсуждается с главой российского правительства Михаилом Фрадковым: «Михаил Ефимович согласился, что посмотрит вопрос за 2000-04 годы». Цена вопроса прежняя - введение единой валюты. Иначе никакой Михаил Ефимович не будет в состоянии убедить Госдуму узаконить задним числом (т.е. уже за 5 лет) расходы госбюджета РФ на компенсацию Беларуси НДС.

Теоретическая вероятность данного события будет существовать до тех пор, пока новый российский премьер будет проявлять интерес к теме единой валюты. Остается надеяться, что Михаил Ефимович проявит терпение и не устанет от затяжных бесплодных переговоров. Пока, по мнению Фрадкова, вероятность введения российского рубля в качестве единой валюты с 2005 года «низкая». И не последнюю роль в этом сыграли требования белорусских властей получить дополнительные единовременные компенсации для бюджета в размере $1,2 млрд. Такая цена оказалась России не по карману.

Поэтому Минфин РФ и решил распространить принцип взимания НДС по стране назначения на Беларусь. Этот вариант даже при условии восстановления таможенных границ между братскими странами выглядит более дешевым. И, следовательно, более предпочтительным. Ссылки главы белорусского Минфина Корбута на то, что переход на принцип страны назначения был парафирован еще в 1999г., ситуацию не поясняют. Еще тогда надо было не только парафировать намерения, но и подсчитывать и ратифицировать интеграционный баланс. Подтверждая его выполнение конкретными действиями со стороны правительства по унификации налогового, бюджетного, таможенного и прочих законодательств.
Добавить комментарий
Проверочный код