Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№17 (434) 03 мая 2004 г. Радости жизни

В ОРКЕСТРЕ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНЫ

03.05.2004
Марина ГУЛЯЕВА

1 июня в концертном зале «Минск» в рамках проекта «Виртуозы сцены» состоится «Бал цветов», который представит российский государственный камерный оркестр «Вивальди-оркестр». Ведущая вечера - актриса театра и кино Ирина Алферова. Известность «Вивальди-оркестра», этого исключительно женского коллектива, - мировая. Его создатель Светлана Безродная не любит феминисток, но говорит об отсутствии полов в музыке. Отрицает определение «бабская игра» и говорит о женском предательстве. Об этом и о том, как еще можно расшифровать ее инициалы, народная артистка России Светлана Безродная рассказала обозревателю «Белорусской газеты».

- В отличие от оркестров, под управлением таких известных музыкантов, как Владимир Спиваков, Юрий Башмет, ваш коллектив, не менее известный и в России, и за рубежом, значительно меньше раскручивается на экранах телевизоров. Можно ли утверждать, что и в классической музыке есть своя «тусовка»?

- Конечно, есть, и попасть в нее очень сложно. Но я горжусь тем, что свою жизнь я сделала своими руками, что мне никто не помогал и не было никаких протекций. У меня даже звания никакого не было, когда я решила создать оркестр.

- Правда ли, что, когда в Министерстве культуры в 1988г. вы добивались регистрации оркестра, на тот момент его вообще не существовало?

- Это действительно так. Но я тем не менее получила подпись министра. Без протекции сегодня я получаю и телевизионный эфир. Хотя иногда меня спрашивают, мол, сколько же вы заплатили за эфир? Я отвечаю, что вообще ничего не плачу - меня просто приглашают. А ведь люди платят очень большие деньги. Вот вы говорите: Спиваков, Башмет, Башмет, Спиваков... Когда я спросила предыдущего министра культуры, а, собственно, по какому принципу выделяются некоторым коллективам средства, мне было сказано: «По конечному результату». Я сказала:«Вы, наверное, очень плохо знаете этот конечный результат». Надо побывать на наших выступлениях и посмотреть, какой аншлаг имеет каждый концерт. А ведь добиться этого очень непросто. Сегодня люди не ходят на концерты даже людей с именитыми фамилиями. Вы назвали фамилии музыкантов, на чьих концертах практически всегда половина приглашенных лиц. Эта публика приходит, чтобы побыть, а не послушать.

- Ваш оркестр изначально создавался как женский. На протяжении 15 лет в нем никогда не работали мужчины. Придерживаетесь идеи равноправия полов?

- На первом курсе я играла в женском квартете, и это меня натолкнуло на мысль создать свой женский оркестр. Кроме того, 15 лет назад, когда на каждое место было по 30 человек на место, женщин не брали в оркестры. Меня саму не приняли в государственный камерный оркестр! Такие были времена - брали только мужское население...

- А что, они как-то иначе играют? Кстати, этот термин - «бабская игра» - оправдан?

- Да, так действительно говорят. Даже мой педагог, профессор московской консерватории всегда ругал нас: вот, мол, бабская игра! Что подразумевало отсутствие ритма, полную безалаберность. Хотя я считаю, что нет разницы между мужской и женской игрой. В музыке нет пола! Когда мы первый раз приехали в Америку, феминистские организации попытались на меня наброситься. На мой взгляд, там эта борьба за равенство полов, перешла в патологию. Ну в самом деле, это же безумие какое-то: если мужчина передо мной открыл дверь, то я могу обвинить его в сексуальном домогательстве! Сильно на меня давили феминистки в Испании, они приглашали оркестр три года подряд. Но... мне они так надоели! Хотя я играла в самых лучших залах, где выступают мировые звезды. Вообще, должна вам сказать, что за 15 лет работы с женщинами я стала к ним относиться - сейчас упадете! - очень отрицательно. Это караул! Просто караул. Я как-то сказала нашему российскому сердцееду Саше Домогарову, что женщина провоцирует мужчину на измены. Женщина неверна по своей сущности. Неверность и предательство в женщине заложены в большей степени, чем в мужчине. Говорят: ой, женское терпение, особенно терпение русских женщин! Это такое заблуждение! Во всяком случае, женщины сегодня уже не такие смиренно ждущие и т.д. Вот по выносливости - да. Я называю это работать как лошадь. Правда, не все так работают и не все хотят так работать. Но у меня хватает силы воли заставить работать. Мы делаем такие программы, которых нет ни у одного коллектива - я за это ручаюсь. За 15 лет, выступая в большом зале консерватории, я ни разу не повторилась.

- Как говорил герой одного фильма, «это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть...»

- Я называют это не героизмом, а психозом. Это полный психоз. Александр Ширвиндт сказал, что моя фамилия должна быть не Безродная, а Безумная. А главный редактор газеты «Культура» Александр Белявский сказал, что мои инициалы С.Б. должны расшифровываться, как «средний бомбардировщик». Люди, наверное, не зря так говорят... Но я не могу остановиться! Я не могу работать так, как самые-самые знаменитые музыканты: играют по 50 раз один и тот же концерт Бетховена. Ну сколько можно? И мне иногда говорят, мол, почему вы придумываете все время что-то новое, повторите старое! Но меня все время что-то гонит вперед...

- А ведь ваша жизнь могла сложиться совсем иначе: вы родились в обеспеченной семье, ваш отец лечил кремлевскую элиту. Вы сами говорили о себе, что росли в «золотой клетке». В отличие от многих, вы имели очень приличную стартовую площадку для спокойной жизни.

- Я не стала бы говорить о какой-то чрезмерной обеспеченности. Тот стиль жизни был весьма аскетичным. У меня никогда не возникало желания чего-то захотеть и попросить. Когда охрана привозила меня в школу и увозила обратно, этого никто не видел. Это сегодня Ксения Собчак приезжает с толпой «шкафов»-телохранителей и еще бравирует этим. Это настолько противно и примитивно! Да, сценарий моей жизни мог быть иным, можно было бы не шевелиться. Но, видимо, я была создана для другой жизни и поэтому начала бунтовать. И сегодня я просто работаю, работаю как лошадь и ничего не жду. Помните, Булгаков в «Мастере и Маргарите» писал:«Сами придут и сами все предложат».

- А если бы все-таки у вас, как у Маргариты, была возможность попросить что-то у Воланда - что бы вы попросили?

- Я бы попросила как можно больше времени, чтобы сделать все, что я хочу. Да, я понимаю, что все сделать не успеешь, но как много хочется! «Вивальди-оркестр» совсем недавно выступал в Армении, и мои девушки вальс Хачатуряна из «Маскарада» исполняли в масках. Это уже непросто концерт, это уже немножко театр. Я думаю, мы обязательно покажем увертюру «Орфей в аду» Оффенбаха, которую все знают по знаменитому «Канкану». Мы «Канкан» исполняем с перьями, как положено. Правда, до плясок еще не дошло. Но в некоторых программах и это уже есть. Однако я не заигрываю с публикой.

- А в каких вы с ней отношениях?

- Я часто слышу от многих очень важных музыкантов, что, мол, им не важен зритель, они для себя играют. Ну, если для себя, так сиди дома на кухне и играй для себя. Мне бы хотелось, чтобы наш зритель уходил вместе с нами и погружался в те эпохи и в те времена, которые «Вивальди-оркестр» показывает на сцене.
Добавить комментарий
Проверочный код