Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (434) 03 мая 2004 г. Портмоне

БЕЛАРУСЬ ПРИРАВНЯЛИ К РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКЕ

03.05.2004
Михаил ПЕТРОВСКИЙ

№ 17 [434] от 03.05.04 - Всю минувшую неделю белорусский страховой рынок ждал обещанного Россией снижения тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Первые сообщения об этом Департамент правительственной информации РФ распространил уже 26 апреля. В соответствующем постановлении, подписанном премьер-министром Михаилом Фрадковым, для белорусов автогражданские тарифы устанавливаются на уровне пограничных провинций - Псковской, Смоленской и Брянской областей.

Однако в офисах страховых компаний полисы по новым ценам до начала мая еще не продавали - ждали официального подтверждения от российских партнеров по сострахованию. Примечательно, что с западными партнерами в это же время велись переговоры о свертывании сотрудничества в области автогражданского страхования. Польша, Литва и Латвия с 1 мая подчиняются страховым правилам Евросоюза.

Балто-Черноморский регион можно рассматривать в качестве огромной транзитной зоны между Россией и континентальной Европой, каждая из стран региона стремится привлечь транспортные потоки на свою территорию. Конкуренция между Литвой, Беларусью и Украиной в этой сфере рано или поздно приведет к формированию некоего единого «транзитного стандарта», в котором правила страхования также будут унифицированы и приведены в соответствие с требованиями международной системы «Зеленая карта». Но пока этого не случилось, нам всем придется переживать некоторые неудобства при пересечении национальных границ.

НА ВОСТОКЕ

В частности, российский закон об ОСАГО изначально подвергался вполне обоснованной критике за дискриминационные нормы, установленные для иностранных автовладельцев. Российская методика расчета тарифов предусматривает применение ряда повышающих коэффициентов. Это территориальный коэффициент, который фактически приравнивает всех иностранцев к москвичам и жителям Московской области, что сразу удваивает базовый тариф. Еще около 30% к стоимости полиса дает надбавка в зависимости от возраста и стажа водителя. Отмена только этих двух надбавок в отношении белорусов (для автовладельцев из других стран они сохраняются) привело к снижению полиса сразу почти на 60%. Если в апреле 15-дневная страховка для разовой поездки в Москву или Питер стоила в пределах 60-70 тыс. белорусских рублей, то в мае уже чуть более 20 тыс. Это весьма существенно, хотя действие других ограничений осталось в силе.

Так, белорус по-прежнему не имеет права купить годовую страховку - только на 6 месяцев, причем не за половину годового тарифа, что было бы логично, а за 70%. Иногда приходится платить дважды. Россиянин с «зеленой картой» минует нашу территорию без дополнительных расходов, а белорусу с той же картой нужно остановиться на погранпереходе для покупки дополнительной страховой защиты у российских компаний.

Все эти проблемы подробно обсуждались на заседаниях белорусско-российской рабочей группы, созданной в начале текущего года, готовился пакет документов о взаимном признании автогражданских полисов в пределах союзного государства. Но до этого дело пока не дошло.

НА ЗАПАДЕ

В связи со вступлением Польши, Литвы и Латвии в Евросоюз полисы внутреннего страхования гражданской ответственности автовладельцев фактически приравниваются к «зеленым картам» и признаются на территории 28 европейских стран. До сих пор белорусские компании продавали полисы кандидатов в члены ЕС на условиях сострахования (50% на 50%). Но могло бы получиться так , что в мае эти полисы вступали бы в прямую конкуренцию с белорусской «зеленой картой».

Является ли «зеленая карта» единственным пропуском через северную и западную границы Беларуси? Или можно приобрести латвийский или, к примеру, польский полис и с ним ездить по всей Европе? При этом, учитывая, что Польша и Латвия - действительные члены бюро «зеленая карта», а Беларусь - только транзитный член, тарифы у соседей будут ниже по определению.

В этой ситуации Беларусь могла лишиться значительной части страховых поступлений. Очевидно, по этой причине Минфин принял решение запретить с 1 мая операции по сострахованию на западном направлении. В этом решении, конечно, есть и плюсы, и минусы. Пожалуй, интересы отечественных страховщиков будут защищены, смущает только, что эта защита обеспечивается не рыночными, а чисто административными методами. И есть такая опасность, что официальный запрет отнюдь не прекратит нелегальную продажу иностранных полисов. Пока польский полис на 15 дней стоил $8, а белорусская «зеленая карта» на тот же срок 35 евро, все было относительно ясно. Теперь цены сблизились, и фактически остается только один путь - наращивание продаж собственной «зеленой карты», в сочетании с усилением контроля в пунктах пропуска через госграницу.

Запрет сострахования в этой связи можно рассматривать только в качестве первого шага в реализации долгосрочной государственной политики, и если этот шаг окажется единственным - белорусские страховщики явно проиграют.
Добавить комментарий
Проверочный код