Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№16 (433) 26 апреля 2004 г. Арт

ДВЕ ЖИЗНИ И ОДНА СМЕРТЬ

26.04.2004
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Точный год рождения белорусского поп-рока назвать сложно, хотя бы в виду определенной размытости термина и общей аморфности стилистических разграничений в современной музыке. В итоге родоначальником направления можно посчитать кого угодно, вплоть до Алексея Шедько и «Ляписа Трубецкого».

Разумеется, гораздо ближе к современному поп-року была целая плеяда коллективов середины 90-х, появившихся после спада волны гранджа. The Cranks и The Kexies увлекались британской музыкой 60-70-х, Why Not и Beauty By Mistake играли нечто сродни среднему периоду U2, Long Play заставляли вспомнить The Cranberries. Вместе с тем совершенно определенной точкой отсчета для современного поп-рока всего постсоветского пространства стало появление в 1997-98гг. «Мумий Тролля» и Земфиры, выросших под влиянием уже умершего на своей родине брит-попа.

В Беларуси первой сформировавшейся группой подобного рода можно смело считать последний состав группы Flammable, который с приходом к поп-року в конце 2000г. сменил имя на Neo. Этот коллектив ответственен за первые поп-роковые отечественные радиохиты («Ева», «Неволшебный») и первый официально изданный поп-роковый альбом («Слышишь, Земля», январь 2002). В общем, лидер того времени. Достаточно заметны были также «Чехов», «По глазам» и перешедшая в этот стиль группа «Стокс».

Уже во второй половине 2002г. в нашем поп-роке наметился некоторый надлом. Несмотря на определенный прорыв, сопровождавшийся выпуском дебютных альбомов целого ряда поп-рок-ориентированных коллективов, все они показали коммерческую несостоятельность проектов. Деньги, полученные за выпуск записей, не покрывали расходов на их производство даже в годичной перспективе, как и один-два платных концерта в месяц (жить тоже на что-то надо). Отсюда постепенный спад популярности Neo, не говоря уже о других группах.

Отсутствие пульса в белорусском поп-роке символизировал вышедший в ноябре 2002г. макси-сингл «Web-дизайн» группы «J_Морс»: за первые несколько месяцев его продажи едва перевалили за сто экземпляров. Далее, волею судеб, случилось 1 июля 2003г. В свете решения о 50-процентной норме белорусской музыки в FM-эфире вышедший за полгода до этого «Web-дизайн» практически целиком попал в жесткую ротацию на всех радиостанциях, начав новую историю современного белорусского поп-рока.

Появившийся в начале марта 2004г. альбом «J_Морс» «Montevideo» лишь подтвердил тенденцию. За полтора месяца он достиг двухлетнего результата продаж самой популярной до этого отечественной поп-роковой группы Neo.

ВЛАДИМИР ПУГАЧ («J_МОРС»): «НАШ УСПЕХ - СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ»

Автор ряда самых известных отечественных радиохитов последнего времени и преуспевающий музыкальный юрист Владимир Пугач начал заниматься музыкой еще в детстве. За спиной - четыре года незаконченной музыкальной школы по классу аккордеона. Песни начал писать в девятом классе, тогда же стал участвовать в различных группах. Первый серьезный проект - электронный коллектив No Logo, 1997г. В 1999г. вместе с позже покинувшим коллектив однокурсником-юристом основал группу «J_Морс».

- Чем вас как музыканта привлекает поп-рок?

- Это некое гармоничное сочетание музыки для ног и музыки для головы. В зависимости от того настроения, которое автор песни хочет передать, он может выбирать между этими двумя сторонами и даже сочетать различные их элементы. Плюс отсутствие жестких стилевых рамок. Вся эта свобода выбора в творчестве для меня и важна.

- Что позволило «J_Морс» стать самым популярным поп-роковым коллективом в нашей стране?

- Дело в совокупности факторов и неком стечении обстоятельств. С одной стороны, нами было проявлено упорство, а с другой - это случай: у нас был адекватный требованиям радиостанций материал на момент введения 50-процентной нормы белорусской музыки на радио. И именно FM сыграл в нашей популярности значительную роль.

- Имеет ли белорусский поп-рок отличительные черты?

- Сказать сложно, но вообще мне кажется, что белорусский поп-рок добрее. Он добрый, мягкий. Не такой агрессивный по своей подаче, как российский, и не такой чопорный, как украинский. Плюс в нашем поп-роке меньше депрессивности и больше позитива.

- Белорусский поп-рок странным образом является одним из самых немногочисленных направлений в белорусской музыке. Более того, новых имен в нем практически нет. Речь идет о группах, которые появились более трех лет назад. В чем причины?

- Новые группы так или иначе появляются. Есть же, скажем, группа Meduza. Мне кажется, дело в том, что наш шоу-бизнес, несмотря на определенные позитивные сдвиги, пока что не способствует их развитию. Поп-роковые коллективы существуют, но не выходят на какой-то серьезный уровень, потому что для этого нет почвы.

- Можно ли это связывать с тем, что для наших поп-радиостанций поп-рок чаще все же является роком?

- Да, в том числе. Думаю, что ситуация с нашей группой в этом плане показательна. Абсолютное большинство минских радиостанций ставит в дневной эфир лишь электронные ремиксы наших песен, в то время как «живые» записи, за исключением, скажем, медленных, звучат лишь в позднее вечернее и ночное время.

- В России и на Западе поп-рок является коммерческой музыкой. Можно ли говорить о его коммерческом характере у нас?

- О коммерческом характере нашего поп-рока можно говорить ровно настолько, насколько справедливо говорить о существовании у нас шоу-бизнеса. Если есть шоу-бизнес, то есть и коммерческий поп-рок. Если нет, то нет. На мой взгляд, все это находится в зачаточной стадии, но и то, и другое продолжает развиваться. И это хорошо.

- И каковы же перспективы отечественного поп-рока?

- Перспективы нашей музыки напрямую зависят от перспектив развития нашего рынка. В этом плане у нас все не так плохо, как некоторые любят говорить. Понемногу, с повышением уровня правовой культуры, с появлением отношения к музыке как объекту охраны интеллектуальной собственности все становится лучше. На сегодняшний день авторы песен уже получают ощутимые отчисления за ротации своих песен на радио, а музыканты начинают получать все более значительные гонорары за права на выпуск своих записей. Разумеется, это пока совсем не те суммы и не тот уровень, что могут быть у нас в будущем, но за последние год-два они увеличились в несколько раз и это прямой показатель того, что ситуация меняется.
Добавить комментарий
Проверочный код