Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Тема недели

БЫТЬ НАЧЕКУ ИЛИ ДЁРНУТЬ ЧЕКУ?

19.04.2004
Янка ГРЫЛЬ

№ 15 [432] от 19.04.04 - 12 апреля Александр Лукашенко подписал указ N186 «Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ». Краткость и содержательность этого документа похвальны: «1. Утвердить прилагаемый Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь. 2. Государственным органам и организациям, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, в трехмесячный срок утвердить перечни сведений, подлежащих засекречиванию. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования». Поскольку указ уже опубликован, самое время заглянуть в перечень секретов, которые наша держава намерена уберечь от вражьего глаза и уха.

ОТ «ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ» ДО СВЕРХПРОВОДНИКОВ

Казалось бы, сейчас, когда пространство от Бреста до самого Кремля, по словам президента, «простреливается» натовскими системами слежения, вопрос о государственной тайне должен плавно перетечь в технологически адекватную плоскость: пусть «простреливают», мы будем «отстреливаться». Не приставишь же к каждому секретному объекту легендарного советского пограничника Карацупу с псом Джульбарсом в обнимку. Однако указ в деле систематизации «сведений, разглашение или утрата которых могут повлечь за собой тяжкие последствия для национальной безопасности РБ, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам», идет проверенным советским путем.

К гостайне отныне отнесены «сведения в области внешних сношений», касающиеся стратегии и тактики внешней политики, переговоров руководства страны с другими государствами, международных договоров, внешнеэкономической деятельности, расчетов с иностранными государствами, экспорта и импорта вооружения и военной техники. Флирт на посольских раутах, неофициальные консультации дипломатов, аналитические публикации на международные и военные темы логично попадают в разряд «разглашение государственной тайны». Та же загвоздка касается экономики и финансов: секретны планы подготовки нашего партизанского края к отражению возможной агрессии, мобилизационные мощности (даже применительно к выпуску гражданской продукции в военное время), оборонный госзаказ, закупка и переработка стратегического сырья…

Попутно тайной провозглашаются сведения, касающиеся размеров и механизмов финансирования практически всех силовых структур, так или иначе подпадающих под магическое определение «национальная безопасность». В науке штамп «cовершенно секретно» поставлен на прогнозные оценки, исследовательские программы, «конкретные параметры технологических процессов, методы их организации, исходные материалы» военного и специального назначения. Засекречиваются достижениях белорусской науки в области создания низко- и высокотемпературных топливных элементов, автономных источников питания, «передачи энергии для использования электроснабжения в явлениях технической сверхпроводимости», импульсных установок с магнитно-гидродинамическими генераторами и т.п.

Наиболее обширен четвертый пункт перечня, напрямую связанный с вооруженными силами. В этой части ограничения на разглашение информации почти бесспорны, особенно для старшего поколения, выросшего под звуки песни «Если завтра война…». Однако по мере разбивки на подпункты победоносная мелодия сменяется тревожными нотками: секретна «численность работающих граждан, в том числе забронированных за народным хозяйством РБ военнообязанных лиц», а также сводные данные о «качественной характеристике состояния здоровья граждан, прошедших медицинское освидетельствование при проведении призыва на срочную военную службу», порой звучащие прямо с экрана белорусского ТВ.

Отечественная правоприменительная практика и отсутствие сколь-нибудь четких толкований отдельных терминов (толкования эти, скорее всего, будут появляться по мере возникновения юридических прецедентов) заставляют предположить: отныне у нас секретно всё. Или почти всё.

300 + 186

Комментирующие новый указ о гостайне аналитики как-то забыли, что еще 9 июля 2003г. президент собственноручно заложил фундамент твердыни гостайны указом N300. В нем правом ставить грифы «совершенно секретно» и «для служебного пользования» были наделены не только администрация главы государства, Совмин, МО, МВД и КГБ, но и Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Комитет лесного хозяйства, Комитет по делам религий и национальностей, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитет по энергоэффективности, Белгоснефтехим, Белгоспищепром, Беллегпром, Национальная академия наук – всего около полусотни министерств и ведомств.

Скромное обаяние указа N300 в том и состояло, что секреты появлялись у Министерств жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, информации, культуры, образования, природных ресурсов и охраны окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия, спорта и туризма, труда и социальной защиты… Тайны повышения урожайности картофеля и роста успеваемости учащихся школ с ЗПР, идеологически правильного исполнения «Реквиема» Моцарта и удачной подачи в большом теннисе, выживания на пособие по безработице и своевременного выноса больничной утки оказались надежно защищены от всевидящего ока потенциального противника.

В указе N186 обращают на себя внимание четко выраженная мобилизационная тональность и тяга к, казалось бы, канувшему в Лету советскому понятию «режимности». То, что перечень сведений, составляющих гостайну, не в пример обширнее и жестче, чем в России или на Украине, тоже бросается в глаза: формулировки в одних случаях более детализированы, в других - напротив, чересчур обтекаемы. Весь вопрос в том, насколько это необходимо национальной безопасности.

«ЧТОБ НИКТО И НЕ ПОДУМАЛ…»

Пока существует государство, у него существовали и будут существовать свои гостайны. Однако сам процесс засекречивания, как показывает советская и постсоветская история, может не только решать проблемы безопасности, но и создавать их. Особенно в стране, где каждый второй завод еще полтора десятилетия назад выполнял оборонные заказы и каждый второй мужик у пивного ларька военнообязанный.

Проблема модернизации законодательства о национальной безопасности актуальна и для наших соседей. В России еще год назад засекреченные документы находили на городских свалках, а особисты с оборонных заводов разводили руками в ответ на требование обеспечить полную секретность производства. Другое дело, что решаться эта проблема может совершенно по-разному. Современная техника слежения не оставляет ни малейшего шанса быть незамеченными даже высокотехнологичным объектам военного назначения размером со спичечный коробок, а квалифицированный анализ стопки газетных вырезок может сделать ненужными стальные сейфы и многоцифровые комбинации шифров.

Нужно ли охранять такие военные секреты, как порядок сборки-разборки АК, если они уже известны даже в Голливуде? Стоит ли восстанавливать систему «допусков», когда, как гласит инструкция советских времен, при вступлении в брак «граждане, работающие в одной организации и имеющие допуск по первой или второй форме, в переоформлении допуска не нуждаются», в остальных же случаях это переоформление жизненно необходимо? Анкетно-режимное бумагомарательство, собственно, и погубило Советский Союз: увлеченные штамповкой грифованных приказов и инструкций госструктуры проглядели новые вызовы – информационные, идеологические, технологические…

«Железный занавес» рухнул под грузом засекреченной информации: если даже точное количество потерь СССР во Второй мировой войне по сей день остается тайной, то что уж говорить о более близких с временной точки зрения фактах?

Внутренний аспект тотального засекречивания выглядит гораздо более мрачно, чем внешний. Система сама по себе продуцирует адреналин, ударяющий в голову ее высшим звеньям и заставляющий их потуже закручивать гайки. Информация - насущный хлеб журналистов, социологов, экономистов и т.п., основа любой аналитики, в первую очередь независимой. Государство, засекретившее само себя изнутри вдоль и поперек, не в состоянии адекватно оценить собственное состояние и оперативно ответить на возникающие угрозы. Правда, режим секретности эффективно скрывает неблаговидные дела самих представителей власти, однако скрывает не только от простых смертных, но и от вышестоящих инстанций.

Характерно, что на протяжении двух последних столетий самые громкие шпионские дела (Дрейфуса во Франции, Сухомлинова в дореволюционной России и т.д. - вплоть до «агента английской, японской и немецкой разведок» Л.П.Берия) оказывались дутыми и сугубо политическими. Профессиональных разведчиков надежно прикрывают, поэтому разоблачают их редко. Чаще всего достается политическим конкурентам властей, идеалистам-правдолюбам, неудачливым карьеристам и попавшим под горячую руку рыцарей плаща и кинжала случайным зевакам. И если постоянно держать порох, оставшийся в пороховницах с советских времен, слишком сухим, он попросту загорится.
Добавить комментарий
Проверочный код