Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (432) 19 апреля 2004 г. События. Оценки

ВЗЯЛИ ЗА ЗАПЧАСТИ

19.04.2004
Елена АНКУДО

№ 15 [432] от 19.04.04 - Существование в Беларуси «черного» рынка запчастей к автомобилям отмечено, наконец, в рамках отечественного суда. Владелец ЗАО «Белтехоборудование» по купле-продаже автозапчастей и его помощник признаны виновными в незаконном обороте товара на территории республики и приговорены к пяти годам трем месяцам заключения и четырем годам «химии» соответственно.

Редкий случай: по количеству вещдоков это дело могло бы стать лидером среди всех уголовных производств, инициированных когда-либо отечественными правоохранительными органами. Но почти 90 тыс. запчастей к автомобилям, которые финансовая милиция в свое время обнаружила в доме учредителя ЗАО «Белтехоборудование» Виктора Воловода, и которому эти детали были переданы на ответственное хранение, исчезли. Стоимость вещдоков увеличила сумму, которую обвиняемые обязаны возвратить государству по приговору суда, - в общей сложности более 600 млн. рублей.

Несмотря на то, что в приговоре фигурирует название коммерческого предприятия, к ЗАО «Белтехоборудование» у финансовой милиции претензий нет.

Как выяснилось в процессе следствия, это предприятие было всего лишь прикрытием для четко налаженной схемы, действовавшей в республике как минимум год. Большинство запчастей, которые Воловод и нанятые им лица доставляли на белорусский рынок, не проходило оформления на принадлежащем ему предприятии. По сведениям, добытым в ходе расследования, объем «нелегальных» деталей в десятки раз превосходит те, что реализовывались под маркой ЗАО, хотя занимались этим одни и те же лица.

История с автозапчастями началась осенью 2002г., когда оперативные службы финансовой милиции приступили к проверке торговых точек на автомобильных рынках Минска, а также в местах их складирования. Контролеры выявили множество нарушений в части хранения и реализации запчастей, предъявив ряд штрафных санкций к предпринимателям. А спустя некоторое время кроме административных претензий появились уголовные.

Собранные доказательства позволили установить существование четко налаженной схемы нелегальной доставки немецких запчастей в Беларусь. Объем поставок был достаточно высок: по некоторым подсчетам, каждый отечественный автомобилист рано или поздно приобретал «черную» деталь. Небезынтересный момент: некий доход от продажи, по предположению правоохранительных органов, получали не только минские предприниматели, но и мозырские таможенники.

Все запчасти к иномаркам, как установил суд, приобретались в Германии для последующей транспортировки в Беларусь. Проанализировав таможенные декларации на украинской и белорусской таможнях, следователи Управления ДФР КГК по Минску и Минской области выяснили, что сотрудники таможни в Мозыре «не замечали», как довольно крупные партии товара уменьшаются в десятки раз, едва груз покидал Украину и въезжал в Беларусь. За 2002г. шестеро белорусов совершили 44 поездки за деталями, в ходе которых доставили на территорию республики 136 т стартеров и моторов общей стоимостью более 170 тыс. евро. При этом к таможенному оформлению были заявлены не более 4,5 т деталей. В результате вместо более 260 тыс. евро таможенных платежей казна получила всего 8,3 тыс. евро. Таким образом, товар «преступной группы» был наиболее конкурентоспособным на белорусском рынке и за его пределами (часть деталей поступала в Россию и на Украину).

Финансовая милиция обвинила Виктора Воловода в создании устойчивой управляемой группы, в состав которой помимо друзей и знакомых вошли и два его родных брата. «Осуществляя общее руководство организованной группой», обвиняемый «распределил роли между ее участниками», поручив еще одному приговоренному - Владимиру Краеву - приобретение запчастей в Германии и их дальнейшее «вовлечение в незаконный экономический оборот путем уклонения от таможенного оформления». Кроме двух обвиняемых, следствие заинтересовалось действиями еще нескольких фигурантов, которые в настоящий момент находятся в розыске.

Во время следствия правоохранительные органы дали оценку работы мозырских таможенников, которые «не замечали или не хотели замечать» частых поездок одних и тех же граждан Беларуси за немецкими деталями и того обстоятельства, что товар декларировался как ввозимый для личных нужд. Проанализировав деятельность сотрудников двух постов мозырской таможни - «Александровка» и «Новая Рудня», финансовая милиция направила представление в таможенные органы. Последние приняли «необходимые меры»: после проверки уволено 18 сотрудников различного ранга. Известно и то, что правоохранительные органы продолжают проверку, результатом которой могут стать новые уголовные дела. Не исключено, что новыми фигурантами станут бывшие должностные лица таможни.

Помимо незаконной предпринимательской деятельности суд посчитал вину Воловода доказанной еще по нескольким статьям УК - «соучастие в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору»; «сокрытие имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенное лицом, которому это имущество было вверено». Два последних обвинения связаны с наложением финансовой милицией ареста на склад запчастей, организованный в доме Воловода, и с их последующим исчезновением. Как заявлял владелец ЗАО «Белтехоборудование» в процессе следствия, все детали похищены неизвестными за время его отсутствия - о чем он и сообщил в милицию. Спустя некоторое время обращение в правоохранительные органы было расценено следствием как попытка избежать уголовной ответственности за «сокрытие имущества».
Добавить комментарий
Проверочный код