Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (432) 19 апреля 2004 г. События. Оценки

ШУТКИ В СТОРОНУ

19.04.2004
Макс ФРИШ

№ 15 [432] от 19.04.04 - «Основы идеологии белорусского государства должны стать достоянием общественности, дойти до всех граждан республики» - заявил Александр Лукашенко, обращаясь к Нацсобранию и белорусскому народу 14 апреля. Министр образования Александр Радьков понял это значительно раньше, подписав ещё 1 апреля 2004г. приказ «О неотложных мерах по организации идеологической работы в вузах». Учитывая специфику документа, основы идеологии не только «дойдут» до голов неблагонадежной молодежи, но и останутся там надолго.

Само название документа, указывающее на потребность в «неотложных мерах», заставляет предположить внезапное возникновение в вузовской среде опаснейшего заболевания, требующего срочного хирургического вмешательства. Набор предписываемых указом «лекарств» четко показывает, от каких хворей берутся лечить систему высшего образования.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Рискнем предположить, что призыв к очередному идеологическому авралу вызван вовсе не высадкой на западной границе боевой группы профессоров Кембриджского университета и не выявлением в недрах Мин-образа тщательно законспирированной резидентуры Евросоюза. Просто министр демонстрирует перед руководством страны рвение на фоне отсутствия реальных шагов по приближению отечественного образования к евростандартам. Не секрет, что плюрализм мнений вносит в юные души разброд и шатание. По словам Александра Радькова, «если не придерживаться государственной идеологии в воспитании молодого человека, не воспитывать его в духе идеологии государства, то возникшую нишу сразу же займут другие. Как правило, разрушительные, деструктивные силы. А это неизбежно приведет к хаосу, беспорядку, неопределенности в идеалах и в своем будущем».

Новый указ министра направлен на «пропаганду государственной символики, института президентства и роли личности Президента Республики Беларусь в решении общегосударственных задач и как олицетворения единства нации». То есть в вузах возрождается система политпроса, призванная формировать у этой самой морально неустойчивой части населения «мировоззрение, отражающее идеалы белорусского общества и государства, его политический и экономический уклад».

Беда в том, что никто еще не сумел четко и ясно изложить эти идеалы. Да и как в мировоззрении студенчества и преподавательского корпуса должен «правильно отражаться» экономический уклад, тоже вопрос.

Ко всему прочему министр требует «не допускать в учебных заведениях деятельности незарегистрированных общественных объединений», будь то фан-клуб группы «Ляпис Трубецкой» или тайный кружок почитателей Жака Деррида. Особой строкой идет обеспечение «контроля за содержанием наглядной агитации, стенной печати, студенческих и вузовских газет, за пользованием внутривузовской сети ИНТЕРНЕТ».

Особо трогает призыв к массовому внедрению курса «Политкультурное образование студенческой молодёжи» с четко обозначенной задачей «выработки у студенческой молодёжи навыков противодействия различного рода негативным влияниям». С чего начинается Родина? Выходит, с политинформаций и портрета президента в каждой аудитории.

КАПИТАЛИЗМ НЕ ПРОЙДЕТ!

Для нормальной академической среды активность международных контактов, участие в европейских межвузовских программах и исследовательских проектах является не только показателем конвертируемости собственных разработок, но и необходимым условием развития. Указ предполагает жесткий контроль за всеми видами международных контактов. Не забыли, кажется, ничего - от «усиления контроля за поступлением средств из различных общественных и зарубежных фондов, финансированием обучения и стажировок» до ласкового предложения «осуществить экспертный анализ подписанных прямых межвузовских договоров с другими государствами на предмет их научной и методической результативности и целесообразности». Руководителям вузов предписано «обратить внимание на содержание предлагаемых зарубежными партнёрами программ и проектов, а также компетенцию в сфере образования иностранных учреждений и организаций».

Отдельная тема: сезонная работа студентов за границей. Программы студенческого обмена для многих - единственная возможность летнего заработка. Вердикт министра краток: отныне никаких академических отпусков и разрешений досрочной сдачи сессии в связи с выездом на работу за границу. Между тем ехать позже бессмысленно: поездка элементарно не окупится.

ЧТО ВЗАМЕН?

Вместо Лондона и Нью-Орлеана нам снова предлагают мороженое за пять копеек и пару кругов на колесе обозрения. В числе одобренных Минобразом аттракционов - коллективное участие преподавателей и студентов в пропагандистских кампаниях «Гордимся белорусским», «Сохраним деревню - сохраним страну», «Купляйце беларускае», «Здоровая нация - сильная нация», «Крепкая семья - сильное государство». Реорганизация подписки на периодические издания с целью увеличения внимания к госСМИ. Совершенствование деятельности информационно-пропагандистских групп вуза. И довеском - «четкое представление о своей роли и месте в решении социально-экономических проблем страны».

Такой
системе образования ярко и независимо мыслящих героев нового времени не вырастить. В лучшем случае, получатся специалисты по программированию. В худшем - те, кто без программы ни шагу.

МНЕНИЕ

Владимир МАЦКЕВИЧ, философ, политолог
. Мы вошли в эпоху стабилизации с нерешенными задачами эпохи кризиса. Для самооправдания требуется старый тезис об «обострении идеологической борьбы». От идеологии требуется одно: чтобы люди говорили правильные слова. При идеологическом прессинге никого не волнует то, что человек думает, главное - что он говорит. Если бы Пазьняк сегодня подал заявление в какой-нибудь вуз преподавать «Основы идеологии белорусского государства» по установленной программе, его наверняка взяли бы. В любом водовороте бывают затоки, где вода движется в обратную сторону. В европейских процессах мы - такая заболоченная полесская заводь. Это, конечно, аномалия, но в рамках этой аномалии все происходящее вполне логично.
Добавить комментарий
Проверочный код