Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Радости жизни

Владимир СПИВАКОВ: «МЕНЯ НЕ ПРИНЯЛИ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ»

19.04.2004
Марина ГУЛЯЕВА

«Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел, я не то, чтоб любопытствовал, я по небу летел...» - на минувшей неделе в рамках театрального проекта «Виртуозы сцены», благодаря спонсорской поддержке компании «Мiлавiца», на сцене Дворца Республики состоялся единственный концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.

«Как умеют эти руки эти звуки извлекать» - я не знаю. Как, наверное, не знают миллионы слушателей по всему миру, которых собирает на свои концерты Владимир Спиваков и на каких-то полтора-два часа заставляет забыть обо всем.

Владимир Спиваков, в беседе с обозревателем «Белорусской газеты» не соглашался с тем, что он всегда был «в струе», и рассказал, почему «Виртуозы Москвы» несколько лет были фактически подпольным коллективом.

СПРАВКА «БГ». Владимир Спиваков родился в 1944г. в Уфе. В 1945г. семья Спиваковых переезжает в Ленинград, где в 6-летнем возрасте Владимир начинает учиться игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В 13 лет на конкурсе «Белые ночи» получил первую премию. В 1965г. Спиваков завоевывает первую премию Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, в 1967г. - премию на конкурсе Паганини в Генуе, 1969г. - первую премию на Международном конкурсе в Монреале, в 1970г. - вторую премию на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. С 1975г. после триумфальных сольных выступлений в США начинается международная сольная карьера - Спиваков работает с лучшими симфоническими оркестрами мира. Сегодня маэстро дает около 120 концертов по всему миру.

- Приезжая в Беларусь, вы не только выступаете, но и занимаетесь благотворительной деятельностью. Если не ошибаюсь, юная могилевская художница, благодаря вашему участию, поступила в Брюссельскую академию художеств.

- Да, это действительно так. Но это обычное явление - когда я приезжаю в какой-нибудь город, все, что в нем есть артистического, как-то само по себе приходит ко мне. В Могилеве, в простой художественной школе я увидел работы Анечки Павловой. Они меня очень заинтересовали, и сама Анечка оказалась чудесным, очень светлым человеком. Я стал ей помогать, и помогаю вот уже несколько лет. Несколько ее работ висят у меня дома - я очень ими дорожу. Помню, что еще одному очень одаренному мальчику из Минска мы подарили скрипку. Детей, которым помог наш фонд (Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова основан в 1994г. - М.Г.), много, и я не помню всех поименно. И потом... Когда делаешь добро, оглядываться не нужно. Христос сказал, что, когда правая рука делает добро, левая не должна об этом знать. Я живу по этому принципу.

- Когда ваша музыкальная карьера только начиналась, вам повезло, как Анечке Павловой, - вам тоже кто-то помог? Ваш творческий путь кажется очень успешным…

- Так не бывает, чтобы все было абсолютно успешным. Мы просто часто не отдаем себе отчет в том, кто является нашими учителями - это ведь и литература, и живопись, и театр, и встречи с замечательными людьми. И просто люди, которые нас окружают, и даже наши ученики. Марина Цветаева очень правильно заметила, что по жизни мы бредем в плаще ученика.

- И все же, можно ли говорить, что во времена СССР вам повезло больше, нежели другим музыкантам?

- Если учесть, что меня с самого начала не приняли в музыкальную школу в Ленинграде, не уверен, что меня можно назвать удачливым человеком. Как и было много всякого другого. Скажем, я долгое время был невыездным. Не знаю, по какой причине, но так было. Но я не тот человек, который вспоминает о неприятностях. Не знаю, правильно ли это, но мне кажется, что нужно с оптимизмом смотреть в будущее. Пессимисты - это люди, которые в любой возможности видят трудности, а оптимисты - в каждой трудности видят возможность что-то изменить и начать сначала свою жизнь.

- Но ваша творческая биография складывалась так, что вы всегда были «в струе». В застойные годы вы все-таки выступали за границей, а в постперестроечный период в КВН даже шутили: «После непродолжительных гастролей в нашей стране «Виртуозы Москвы» вновь возвращаются за рубеж...»

- Не могу согласиться с вами, что я был «в струе». По своей природе я созидающий человек, а не разрушающий. Но все, что я пытался создавать, было сопряжено с огромными трудностями. Первый концерт «Виртуозов Москвы» прошел в 1979г. в Нижнем Новгороде, и в этом году коллективу исполняется 25 лет. Но, по официальным документам, оркестр зарегистрирован только в 1983г. Понимаете, четыре года «Виртуозам» не давали никакого статуса! Мы были андеграундом.

- И какие опасения могла вызывать безобидная классическая музыка на фоне зарождающегося в СССР рок-н-рольного движения?

- Лучше ничего не создавать - главный лозунг того времени. И поэтому, чтобы ты не придумал нового, все вызывало опасения.

- Сегодня вам проще создавать новое?

- Трудностей и сегодня хватает. Во-первых, у меня очень широкий спектр деятельности. Я занимаюсь своим фондом: за 10 лет мы помогли 3.200 детям не только России, но и других государств СНГ. За каждым именем - судьба человека, некоторым детям мы в буквальном смысле спасли жизнь, оплачивая очень тяжелые операции. Скоро в Москве пройдет фестиваль под эгидой нашего фонда, на который приедут около 800 детей со всех уголков СНГ, в т.ч. из Беларуси. Во-вторых, я работаю с «Виртуозами Москвы» и новым коллективом - Национальным филармоническим оркестром России, который существует меньше года. Но даже за такой короткий промежуток времени с этим коллективом уже выступили великие музыканты современности - американская мега-звезда, оперная певица Джесси Норман, величайший композитор Кшиштоф Пендерецкий, великолепный американский музыкант Джеймс Конлон, а совсем недавно - Пласидо Доминго. В письме ко мне он написал о своем восхищении от работы с Национальным филармоническим оркестром.

- Перечень ваших наград и титулов не умещается на странице, набранной мелким шрифтом, - у вас есть самые дорогие?

- Я спокойно к ним отношусь, но некоторые очень дороги. Например, высший орден Армении. «Виртуозы Москвы» приехали в Армению сразу после землятрясения в 1988г. Я помогал собирать средства для пострадавших - первые $50 тыс. были собраны от выступления «Виртуозов Москвы» во Флоренции. Дорожу высшим орденом Украины. Все коллективы отказались приехать на «Киевскую весну», когда случилась Чернобыльская трагедия, а «Виртуозы Москвы» выступили.

- Насколько востребована классическая музыка сегодня?

- Я только что вернулся из большого турне по Америке, где работал с разными коллективами, залы были полные. Потому что там такое искусство считается частью социального развития общества. Думаю, и у нас когда-нибудь будет так. Но сегодня многие люди не могут позволить себе купить билет на концерт классической музыки.

- Как вы оцениваете уровень современной поп-музыки?

- На это у меня нет времени.

- Вы бываете на светских приемах?

- Очень редко, я не тусовочный человек. Не люблю терять время впустую - это единственное, что мы не можем удержать в своих руках. Но некоторые обязанности есть. В Испании 22 мая состоится свадьба принца Филиппа, куда мы с женой приглашены.

- Ваша жизнь расписана на несколько месяцев вперед, есть ли правила в ежедневном графике, которые стараетесь не нарушать?

- Каждый день играю на скрипке. Сколько есть свободного времени, столько нужно играть. Скрипка ничего не прощает.
Добавить комментарий
Проверочный код