Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Экономика

УЧЕНЫЕ ЗАФИКСИРОВАЛИ НЕДОЕДАНИЕ

19.04.2004
Отдел экономики

№ 15 [432] от 19.04.04 - 10 марта Совмин республики одобрил Концепцию национальной продовольственной безопасности, разработанной Институтом аграрной экономики НАН Беларуси в соответствии с поручением президента.

После того как наша молодая республика обзавелась собственными золотовалютными резервами и уберегла национальную валюту от поглощения российским рублем, настало время поразмышлять о таком важном элементе суверенитета и независимости, как закуска.

Правильная продовольственная стратегия государств - важнейшее условие «сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости». Поэтому над этой проблемой бились лучшие умы человечества. «Однако экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны характерен свой подход в решении продовольственной проблемы», - считают авторы концепции. Это означает, что Беларусь не подчиняется объективным рыночным законам, поэтому в понятие «национальной продовольственной безопасности» в нашей стране вкладывают свой особый смысл, отличный, например, от европейского.

В Европе этот вид деятельности направлен на то, «чтобы каждый житель ЕС имел доступ к качественным продуктам». Контроль за этим осуществляет специально созданный Европейский орган по продовольственной безопасности (АЕСА), а ответственность за безопасность и качество пищевых продуктов и животных кормов возложена на самих сельхозпроизводителей.

Для Беларуси, по мнению разработчиков национальной концепции, «достижение продовольственной безопасности сводится к двум направлениям решения проблемы: первое - поддержание снабжения продуктами на уровне, достаточном для здорового питания, второе - устранение зависимости от импорта и защита интересов производителей продукции». Таким образом, поставлена задача обеспечения доступа не к качественным продуктам вообще, а преимущественно к отечественным без оглядки на качество.

Выходит, что Беларусь, хоть и отнесена авторами «к государствам с высоким уровнем питания», но республике предложена концепция, соответствующая уровню развивающейся страны, в которой случаются перебои со снабжением продуктами. Сдерживают рост производства и потребления продовольствия в нашей стране две беды: «Первая - низкая покупательная способность населения, вторая - отсутствие развитой инфраструктуры доведения продукции до потребителя».

На отсталую технологию переработки продуктов авторы труда не ссылались, но, «учитывая кризисное состояние экономики, в том числе и агропромышленного комплекса, а также низкий уровень доходов населения», предложили наблюдать за продовольственной безопасностью по сложившемуся среднему и минимальному уровню.

В качестве минимального уровня питания населения подразумевался набор продуктов, принятый при расчете потребительской корзины. Экономическая доступность которого для всех социальных групп населения в нашей стране гарантируется поддержанием равновесия уровней цен на продукты и доходов, с тем чтобы расходы на продовольствие не превышали 50%.

Чтобы избавить от утомительных научных подробностей концепции, стоит перейти сразу к заветной цели - сбалансированному питанию. На 1 июня 2003г. сбалансированное питание, по рекомендуемым медицинским нормам, в республике было доступно группам населения с уровнем доходов 480 тыс. рублей на душу в месяц. Тот, кто имел доходы на душу до 200 тыс. рублей в месяц, был в состоянии обеспечить себя продуктами питания только по первому уровню потребления, который позволяет «преодолеть хроническое недоедание». Средняя зарплата к маю 2003г. (т.е. на момент проведения исследования) составляла 241,9 тыс. рублей. Но это только одна часть проблемы.

Другая, по мнению авторов концепции, состоит в том, что начиная «с 1995г. наблюдается тенденция сокращения предложения важнейших видов продуктов». По сравнению с 1990г. производство ряда особо важных продуктов (в натуральном измерении) снизилось в 3 раза, а по такому показателю, как энергетический, пищевая промышленность сократила выпуск продтоваров более чем в 2 раза. Если в 1990г. эта отрасль производила продукции на душу населения продукции на 5280 килокалорий в сутки, то в 2002г. - только 2325.

Поэтому исследователями был сделан неожиданный, но объективный вывод: «Сокращение объемов производства и снижение доходов населения отрицательно сказались на потреблении продуктов питания». Неожиданный, потому что среди разработчиков концепции упомянуты уважаемые ученые - вице-премьер Роман Внучко и президент НАН Михаил Мясникович, и этот документ одобрен тем самым Совмином, который уже давно убедил нас, что республика превзошла уровни производства 1990г., а в 2001-05гг. - уже находится на этапе ускорения во имя неуклонного повышения благосостояния населения.

Поэтому главное, что следовало бы сделать во имя национальной продовольственной безопасности, - это запретить все книги о вкусной и здоровой пище начиная с 1953г. И тогда наступит полная гармония между возможностями и потребностями. Приятного аппетита!
Добавить комментарий
Проверочный код