Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Экономика

КОММУНИЗМ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РАЙОНЕ

19.04.2004
Андрей ПОДВИЦКИЙ

После принятия президентской директивы N1 исполнительной дисциплине будет уделяться еще больше внимания. А работы в этой сфере - непочатый край. В этом убедились специалисты Комитета госконтроля, проверив соблюдение законов в сфере финансовых и налоговых отношений, а также эффективность использования госсобственности в Несвижском районе. Контролеры по Минской области сделали неутешительный вывод: «Материалы, полученные в ходе проверки, свидетельствуют о недостаточно серьезном отношении к требованиям законов, а в отдельных случаях и серьезных просчетах, допускаемых райисполкомом и его подразделениями».

ПОЧЁМ ФОНД ЗАВЕДУЮЩЕГО?

Поведение чиновников Несвижского района типично для любого района Беларуси - оно зеркально отображает серьезные дефекты в системе управления госресурсами в целом. Приведем лишь несколько примеров. Председатель Несвиж-ского райисполкома Ф.Привалов еще 25.07.2002г. подписал договор с отделением «Беларусбанка» о том, что исполком гарантирует исполнение кредитных обязательств ОАО» Несвижский городской молочный завод». Речь шла о кредите в 350 млн. рублей, штрафных санкциях, процентах и судебных издержках. Райисполком заключил договор о предоставлении банку в залог здания лечебного корпуса по оценочной стоимости почти 633 млн. рублей (залоговая стоимость - 443 млн.). Привалов подписал аналогичный договор с отделением «Белагропромбанка» в Несвиже по кредитному договору КСХП им. Дзержинского, которое получило в банке кредит на сумму 13,5 млн. для оплаты строительства жилых домов на селе.

Деньги на выполнение обязательств должны были направляться из средств района, но в расходной части бюджета на 2002-03гг. такой расходной статьи не предусматривалось. Видимо, в местной администрации позабыли, что «право определения порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью принадлежит исключительно сессии Совета депутатов». О реакции прокуратуры, куда обратились контролеры, пока неизвестно.

Вопреки закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» управление сельского хозяйства и продовольствия райисполкома создало фонд, который, как пишет КГК, «формировался путем «добровольных» взносов юридических лиц. Решение о создании такого фонда ни Совет депутатов, ни его исполнительный комитет не принимали». На время проверки в этой структуре накопилось 73,8 млн. рублей. Причем, взносы выколачивались не только из прибыльных, но и из убыточных и бюджетных предприятий.

По аналогичной схеме создан «фонд заведующего», который также формировался с нарушением законодательства. Только в 2002г. в нем было собрано 16,1 млн. рублей. В масштабах страны - не такие уж и большие деньги, но если учесть, что у нас свыше сотни районов, что оборот многих из них в разы превышает бюджет Несвижского района, то становится понятной логика поведения местных чиновников. Они пока заинтересованы в принятии непрозрачных бюджетов, в которых деньги распределяются не по жесткому закону, а по бюрократическим понятиям.

Как обнаружил КГК по Минской области, финансовый отдел Несвижского райисполкома «не проверял законность, эффективность и целевой характер использования средств республиканского и областного бюджетов, целевых бюджетных фондов, не проводил проверок законности выдачи, правильности оформления выданных и полученных управлением сельского хозяйства и продовольствия бюджетных ссуд и отражения финансовых обязательств в бухгалтерском учете». Большая часть бюджетных ссуд вообще выдавалась без оформления необходимых документов (заявок, экономических обоснований, договоров). Информации о том, кто и сколько должен районному бюджету, ни у заемщиков, ни у кредитора нет.

БЕЗОБРАЗНАЯ «ЛАНЬ»

Особо контролеры изучили ситуацию в Несвижском районе в сфере жилищно-коммунальных услуг. «Жировки» за квартиру перевели сотни тысяч семей в режим жесткой экономии, а поставщики тепловой и электроэнергии, воды и других услуг и товаров продолжают радоваться монопольному статусу. К примеру, «Энергонадзор» Несвижского района, поставляющий электроэнергию для учреждений образования, предъявил счет по завышенному тарифу и «снял» с бедных учителей и школьников 2 млн. рублей. УП «Несвижское ЖКХ» взыскало с отдела образования 14,4 млн. рублей сверх положенного. ОАО «Несвижский райагросервис» при формировании цены одной гигакалории завысил затраты и взыскал с граждан 13,1 млн. рублей сверх нормативной цены.

Проверка КГК подтвердила выводы независимых экспертов, что рост ВВП, промышленного и с/х производства происходит, в т.ч., за счёт банального завышения объемов производства. КГК обнаружил «приписки объемов заготовленных кормов, валового производства молока, выращивания и реализации крупного рогатого скота, численности поголовья коров». Типично поведение руководителей СКХ «Лань», которые каждый месяц корректировали надои молока, чтобы уложиться в спущенный сверху план - объем завысили на 18,5% плюс списали затраты на непроизведенное молоко на 147,7 млн. рублей.

Проверка КГК закончена. К дисциплинарной ответственности привлечены 35 человек, к административной - 22, к уголовной - ни одного. К юридическим лицам, в т.ч. бюджетным предприятиям, применено санкций на сумму 47,3 млн. рублей. В бюджет возвращено 74,1 млн. рублей. Районное начальство облегченно вздохнуло.
Добавить комментарий
Проверочный код