Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Экономика

ТРЕБУЮТСЯ ГРАНТЫ, А НЕ КРЕДИТЫ

19.04.2004
Семен НЕШАРЕТСКИЙ

В этом году белорусским властям никак не удается воплотить свою мечту - занять где-нибудь денег. Все заявления официальных лиц о добрых заемных намерениях заканчиваются ничем. Эта тревожная тенденция нашла очередное подтверждение на прошлой неделе в заявлении замминистра энергетики Александра Сивака о возможности отказа Беларуси от кредита Кувейтского фонда арабского экономического развития (КФАЭР), если кредиторы не поторопятся с решением.

О важности данного кредита страна узнала из президентского указа, одобряющего намерение правительства занять денег у богатых арабов во имя обеспечения столицы нашей Родины надежным и экологически чистым источником тепловой энергии. Речь идет о кредите в размере $30 млн. для реконструкции одного из энергоблоков Минской ТЭЦ-3.

Но стоило только размечтаться о ласковом тепле, исходящем из труб модернизированной котельной, как Александр Сивак сделал на пресс-конференции угрожающее проекту заявление: «Мы будем обращаться в фонд с предложением ускорить выделение кредита либо откажемся от него вообще». Процедура согласования условий кредитования тянется уже около 2 лет и ставит под угрозу срыва запланированные сроки ввода реконструированной ТЭЦ с 2007г.

Альтернативой кредитному договору с КФАЭР, по словам замминистра, станет «финансирование проекта со стороны поставщика оборудования, которое будет включено в условия тендера по его выбору». Но, говоря о наличии альтернативной схемы финансирования проекта, Александр Сивак, по вполне понятным причинам, не стал проводить сравнительный анализ экономической эффективности нового варианта финансирования со старым.

Фактически пока сравнивать нечего. И при дефиците времени и отсутствии у страны кредитного рейтинга правительству предстоит решить более сложную задачу - найти в одном юридическом лице и поставщика и кредитора проекта. Отказываясь от кувейтского кредита, правительство рискует уже не сроком ввода, а сроком окупаемости проекта. Ведь найти деньги предстоит на параметрах не хуже кувейтского кредита: со сроком кредитования от 8 до 22 лет, льготным периодом - 3-8 лет, процентной ставкой - 3-6%.

Пока правительство успешной практикой поиска альтернативных источников финансирования белорусской экономики похвастать не может. Зато за примерами срыва переговоров по иностранным кредитам далеко ходить не надо.

Например, в феврале текущего года правительство и Нацбанк заявили о согласованном решении отказаться от привлечения кредитных ресурсов МВФ. Затем правительству не удалось согласовать условия получения российского товарного кредита для оплаты 10,2 млрд. куб. м природного газа по коммерческим ценам. Помешало наличие просроченной государственной задолженности по кредитам России, которая так и не погашена до сих пор и только увеличилась - с $20,99 млн. (на 1 января 2004г.) до $29,51 млн. (на 1 апреля 2004г.).

Но для моряка - это пыль. Вот и президент Лукашенко то ли по незнанию, то ли по наивности убежден, что этого долга нет, а есть долг Беларуси перед Россией в $70 млн. (видимо, за газ). «Слезы, и стыдно говорить об этом. Это единственный долг перед Россией», - считает Лукашенко, и поэтому «Беларусь перед Россией больше нельзя считать должником». И несмотря на то, что Минфин не может погасить сумму в $20 млн. с декабря 2003г., президент убежден, что $70 млн. погасят в течение трех лет.

Старые долги правительство возвращать не спешит, а по новым кредитам никак договориться не удается. В результате за первый квартал страна имеет замечательную статистику сокращения внешнего госдолга. Внешний госдолг Беларуси за I квартал сократился на 3,8% - до $708,4 млн.

Объем иностранных кредитов, полученных субъектами хозяйствования под гарантию правительства, на 1 апреля составил $363,75 млн., что на 5,5% меньше, чем на 1 января 2004г.

За январь-март 2004г. привлечено $6,36 млн. кредитов в рамках кредитных линий Всемирного банка, Германии, Кувейта. В счет погашения основного долга за январь-март направлено $31,48 млн., уплачено процентов - $6,71 млн.

Таким образом, бодрое финансовое настроение вождя находит бесстрастное отражение в статистике. Зачем бороться со СПИДом и туберкулезом на деньги Всемирного банка, от которых Беларусь тоже успела отказаться? Ведь если присмотреться, то отдельные очаги СПИДа или туберкулеза в республике - это слезы. А может и СПИД - не СПИД, а так - легкая гонорея, а туберкулез - просто аллергический кашель.

Придерживаясь этих оптимистичных взглядов и последовательно проводя взятый экономический курс, правительство может вообще избавить себя от необходимости иметь дело с иностранными кредитами. Всех иностранных инвесторов способен заменить один «Приорбанк», предлагавший уже не раз родному правительству кредитные ресурсы для решения самых сложных и разнообразных государственных задач: и на газ, и на МАЗ. Но не безвозмездно. И правительство это огорчает. Ведь в целом социально ориентированная экономика Беларуси с её невысоким уровнем эффективности еще не может позволить нормальное обслуживание кредитов. Её порядком изношенный организм хорошо переваривает только безвозмездную финансовую помощь, а не кредиты.
Добавить комментарий
Проверочный код