Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Дом

ШКАФЧИК & ДИВАНЧИК

19.04.2004
Ольга МИКША

Розничная торговля - это оборотные средства белорусских мебельных производств, поэтому весьма важно, чтобы мебель не залеживалась на складах. О проблемах реализации отечественной мебели корреспонденту «Белорусской газеты» рассказал директор одного из крупнейших минских мебельных магазинов - Дома торговли «Свислочь» - Михаил РАК.

- Как изменился в последнее время потребительский спрос на мебель?

- Сегодня люди хотят чего-то нового. Все модели мебели белорусских производителей, которые раньше хорошо продавались, сейчас продаются гораздо сложнее. Наши предприятия как производили классические для советского времени модели, так и продолжают их выпускать. Россия же сегодня поставила на конвейер новые формы. Я бы даже не стал утверждать, что российская мебель качественнее, но за счет более современного дизайна она продается намного лучше.

- Как соотносятся по цене российская и белорусская мебель?

- Российская мебель по цене ненамного отличается - в пределах 20%. Однако мы стараемся не дублировать ассортимент: к примеру, тумбочку белорусского производства можно купить дешевле, чем российскую, но она будет другой. Однако, если обставлять комнату белорусской мебелью, это окажется дешевле, чем российский комплект. В некотором смысле это связано с торговой наценкой на отечественную и импортную мебель. На нашу мебель мы можем сделать наценку до 30%, но практически никогда так не поступаем. Белорусская мебель продается у нас с наценкой 15-25%. А в России, к примеру, магазины добавляют до 50% цены производителя.

- Каким образом формируется ассортимент магазина и какой должна быть доля отечественной мебели в нем?

- Есть постановление, согласно которому в нашем магазине белорусская мебель должна составлять не менее 70% ассортимента. Это осложняет работу торгового предприятия - такой объем при небольшой наценке! Кроме того, сейчас открываешь газету объявлений и видишь множество предложений по бартерным схемам поставки мебели. Мелких фирм или предпринимателей, которые напрямую работают с мебельными производителями, очень много. Они берут мебель, дают объявление в газете и по звонку доставляют ее покупателю. Наш магазин здесь часто выступает как выставочный зал или каталог - люди приходят, смотрят и заказывают по объявлению. Но другого пути у нас нет. Если не выставить мебель в зале, она будет продаваться еще хуже, чем сейчас. С другой стороны, покупка в магазине дает гарантии покупателю в смысле качества - если возникают претензии, то есть куда обратиться. А заказ мебели по телефону, несмотря на заверения продавцов, не всегда надежен. Сегодня этот телефон есть, а завтра он замолчит, и куда обращаться? А по качеству мебели по-прежнему возникает довольно много нареканий.

- А как насчет платежеспособности покупателей?

- Я бы не сказал, что за последний год она заметно ухудшилась. К примеру, товарооборот у нас меньше не стал. Но, по моему личному ощущению, богатые люди стали богаче, бедные - беднее, а того среднего класса, на который в основном ориентирован наш ассортимент, стало еще меньше.

- В вашем магазине, кроме белорусской и российской, представлена экзотическая мебель малазийских и индонезийских производителей, но нет весьма популярной среди белорусов итальянской. Почему?

- Итальянская мебель у нас была бы еще дороже, чем у небольших поставщиков, которые привозят ее под заказ, поэтому нам поставлять ее невыгодно. Для расширения ассортимента планируем продавать румынскую мебель - она неплохого качества, по дизайну копирует итальянцев, но дешевле, чем оригинальная из Италии.

- Что сейчас пользуется наибольшим и наименьшим спросом?

- Лучше всего у нас продаются спальни. Это связано с тем, что небольшим частным компаниям невыгодно производить спальные комплекты. Частники много делают мягкой мебели, собирают под заказ кухни, а со спальнями намного сложнее - это ведь и кровати, и тумбочки, и комоды. Кроме того, прежде чем купить спальню, люди хотят ее посмотреть, попробовать.

Из того, что пользуется наименьшим спросом, пожалуй, можно отметить секции. Их заказывают в основном люди зрелого и пожилого возраста, вкус которых сформировался в советские времена. Но они теперь, как правило, ограничены в средствах и редко могут позволить себе обновить мебель. А молодежи секции в целую стену уже не нужны, они требуют интересного дизайна. Для них интересный дизайн даже важнее качества.

- Имеется ли обратная связь у мебельного магазина с мебельным производителем?

- Конечно, производители интересуются нашим мнением о качестве поставки, отслеживают, какие позиции пользуются наибольшим спросом. Отрадно, что иногда делают соответствующие выводы. Например, в декабре прошлого года одному из своих поставщиков мы заметили, что было бы неплохо поставлять спальни не в жестком наборе, а в свободном комплекте - чтобы люди могли сами выбрать то, что им необходимо. И к этому нашему пожеланию прислушались, мы теперь получаем спальни в свободной комплектации.

- Чего сегодня не хватает для успешной торговли мебелью?

- Не хватает самого покупателя. Конечно, есть еще проблемы внутренние, но повышение покупательской способности нам очень помогло бы выживать. Кроме того, надо пошевелиться и самим мебельным поставщикам. Российская мебельная промышленность уже сделала большой шаг вперед, рядом с ней нашим мебельщикам нельзя продолжать делать то же самое, что и 10-20 лет назад. Конечно, нельзя сказать, что отечественная мебельная промышленность совсем стоит на месте, но движение идет не теми темпами, какими хотелось бы. Это касается не только дизайна нашей мебели, но и качества. Особо «страдает» мебельная начинка - направляющие, мелкая механика, фурнитура, ее недостача, а также различные дефекты, сколы и т.д. Наши производители способны разработать и выпустить новую коллекцию мебели, но почему-то постараются сэкономить на фурнитуре - а из-за этого результат намного меньше. Между тем доля лицевой фурнитуры в общей стоимости мебели составляет примерно 10%.

И еще одна проблема - создание фирменных магазинов производителей. Они не способны создать крупную сеть, организуют один-два магазина, но зато у себя готовы продавать вообще без наценки, что сбивает цены в мебельных магазинах. А торговля не может существовать без наценки. Это неправильный подход: лучше, когда производитель делает мебель, а магазин ее продает.
Добавить комментарий
Проверочный код