Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (432) 19 апреля 2004 г. Дом

ДИЗАЙН ПОД КОПИРКУ

19.04.2004
Ольга МИКША

Белорусская мебельная промышленность во все времена была ориентирована на экспорт. Однако в последние годы темпы роста объемов экспорта стали заметно отставать от темпов прироста ввозимой в страну мебели. Среди причин сложившейся ситуации специалисты называют недостаточно широкий ассортимент, проблемы с качеством и срывы сроков поставки. Разработка оригинального внешнего вида мебели по-прежнему остается слабым местом отечественных производителей, но они научились обходиться без больших вложений в собственный дизайн.

Треть площади Беларуси занимают леса. Наличие сырьевых ресурсов позволило еще в советские годы развить в стране деревообрабатывающие и мебельные производства и накопить высокий потенциал в этой отрасли. Благодаря этому внутренние потребности страны (тогда еще союзной республики) можно было удовлетворить 35-40% от общего объема выпуcкаемой белорусскими предприятиями мебели. Тем не менее зарубежная мебель в силу особенностей своего дизайна всегда пользовалась спросом у белорусских потребителей.

В последние годы, характеризующиеся спадом экономики, потребление мебели также снижается - эту группу товара никак нельзя назвать предметом первой необходимости. Снижение реальных доходов населения происходит параллельно с расширением доступа к информации о современных мебельных технологиях и дизайне. Все это вынуждает покупателей особенно избирательно подходить к выбору обстановки в квартиру. Впрочем, клиентов, как и раньше, в первую очередь интересуют дизайн, цены и качество мебели (даже несмотря на то, что для разных слоев населения последовательность приоритетов может меняться). На потребность в мебели новых форм рынок отреагировал очень быстро - сейчас в Беларуси можно купить как очень дорогую оригинальную мебель, так и недорого заказать копию (или мебель по собственному проекту) на небольшом частном мебельном предприятии. Как считает Евгений Пухальский, завотделом маркетинга и рекламы ОАО «Минскпроектмебель», сегодня на рынке можно найти мебель на любой вкус. Вот только все чаще потребитель голосует рублем против отечественной мебели - даже не глядя на более доступные цены.

РОССИЙСКАЯ НЕ ЛУЧШЕ, НО КРАШЕ

Согласно данным Минстата, с 2000г. до настоящего времени импорт зарубежной мебели в Беларусь в стоимостном выражении вырос в 2,3 раза. Экспорт белорусской мебели за этот же период также подрос, но намного скромнее - за четыре года всего на 60%. При этом львиную долю всего объема ввозимой в страну мебели составляет продукция из России - страны, которая по-прежнему остается главным рынком сбыта для белорусских мебельщиков. Это значит, что российские мебельные фабрики значительно увеличили поставки собственной продукции на белорусский рынок (российский импорт за период 2000-04 гг. вырос втрое) при ощутимом отставании белорусских мебельщиков.

Основная причина повышения спроса белорусских потребителей на российскую мебель - концептуальное изменение дизайна. Притом что качество и цена российской продукции еще два-три года назад оставались сопоставимы с белорусскими аналогами (и лишь в последнее время мебель восточного соседа в розничной торговле несколько подорожала - до 20%). Российская мебельная промышленность пошла в рост после кардинальной смены собственника - теперь практически все мебельные фабрики находятся в частных руках. Новые хозяева оптимизировали производство и смогли предложить на рынок качественно новый продукт, отказаться от которого оказались не в состоянии и белорусы.

Между тем белорусская мебель продолжает поставляться в Россию, это по-прежнему самый большой рынок сбыта для отечественных мебельщиков. Несмотря на новые веяния в интерьерном дизайне, россияне ее покупают - сказывается общее советское прошлое, в наследство от которого достались подобные эстетические вкусы и размеры жилища. Однако работать с Россией становится сложнее. Рыночные формы работы взяли на вооружение оптовики, которые требуют от белорусских производителей не только качества и дизайна мебели, но и соблюдения сроков поставки. А это оказалось трудновыполнимым условием: из-за длительных сроков реализации готовой продукции наши предприятия страдают от нехватки оборотных средств, а значит не в состоянии иметь запас подготовленного сырья. Кроме того, как и на Западе, российские оптовики предпочитают брать понемногу мебель очень широкого ассортимента. И здесь выигрывает тот, кто сумел грамотно организовать производство и товарно-сырьевые потоки.

НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ БАРТЕР

Поставки отечественной мебели в дальнее зарубежье за последнее годы также поступательно подрастают, но уже по другой причине. На Западе всегда ценилась мебель из натуральной древесины - то, чего у нас в достатке, но наша промышленность практически никогда не могла угодить эстетическим вкусам европейцев. Мебель, изготовленная по собственным проектам белорусских предприятий, в Европе практически не продается. А показатели по росту экспорта выполняются в основном за счет заказов западных предприятий.

Это выгодно для обеих сторон. Крупные западные мебельные концерны размещают заказы на наших предприятиях, сокращая свои затраты на оплату труда рабочих более чем наполовину. При этом они обеспечивают здесь загрузку мощностей и предоставляют свою интеллектуальную собственность - проекты с оригинальным мебельным дизайном. Конечно, сотрудничество с европейскими мебельными концернами весьма ответственно - прежде чем заключить контракт, представители европейских компаний присматриваются к продукции наших фабрик на отраслевых выставках, инспектируют производство, заказывают поначалу очень небольшую партию поставки, причем с условием оплаты постфактум: если заказчика удовлетворит качество выполненных работ. Зато потом, когда начинается полноценное сотрудничество, отечественный производитель получает возможность в некотором смысле восполнить свои «потери», сэкономив на разработке собственного дизайнерского решения мебели.

Копирование удачных дизайнерских решений в принципе получило широкое распространение, но чтобы создать диван с обложки каталога все равно придется потрудиться над его проектом. В случае выполнения заказа предприятие получает в свое распоряжение готовые чертежи. И несмотря на охрану авторских прав, никто не в состоянии помешать нашим проектировщикам внести небольшие изменения в проект заказчика и выпускать подобную мебель уже под собственной маркой. Как правило, это отдельные предметы мебели, и предназначены они для реализации на внутреннем рынке и рынке России. Выводить «позаимствованные» мебельные программы на европейский рынок чревато судебными исками, хотя, как рассказывают специалисты, подобный прецедент уже имел место и европейский заказчик не смог убедительно доказать, что его интеллектуальная собственность была использована без его санкции.

Между тем полностью заимствовать западные каноны мебельного дизайна белорусские мебельщики все равно пока не смогут. Для этого пришлось бы поменять не только вкусовые предпочтения наших сограждан (эти изменения уже происходят), но также существенно повысить уровень доходов и значительно расширить рамки жилого пространства.

По статистике, белорусские граждане ежегодно в среднем тратят на мебель $12-14. Европейцы - 235 евро. Кроме того, на Западе принято часто обновлять мебель - в среднем раз в пять-шесть лет. Происходит это не только по причине смены модных тенденций в дизайне интерьеров, но и благодаря возможности поступательно улучшать свои жилищные условия. Европейская семья, переезжая в новый дом, полностью обставляет его новой мебелью. Большинство белорусов такой возможности еще будут долго лишены.
Добавить комментарий
Проверочный код