Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (430) 05 апреля 2004 г. Экономика

АВТОМОБИЛЬ - РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ЗАРАБОТКА

05.04.2004
Ольга МИКША

№ 13 [430] от 05.04.04 - Президент подписал указ N140 «Об установлении республиканского сбора за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств». Согласно документу, если гражданин ввез в Беларусь автомобиль для личного пользования, а затем стал использовать его в предпринимательских целях, потребуется уплата республиканского сбора.

Ни для кого не секрет, что автомобили, растаможенные по льготной ставке, очень широко используются в коммерческой деятельности. Согласно таможенному законодательству, ставки пошлин для физических лиц, которые ввозят в страну автомобиль для личного пользования, и ставки для юрлиц, ввозящих авто для последующей предпринимательской деятельности, отличаются кардинально. По данным Государственного таможенного комитета, при ввозе, к примеру, Audi A2 2000 г.в. стоимостью 11,5 тыс. евро, объемом двигателя 1.200 кубических сантиметров и мощностью 61 лошадиная сила частное лицо заплатит за растаможку 660 евро, а юрлицо - 5.753. Поскольку прямо на границе проверить, как впоследствии будет использоваться транспортное средство (ТС), таможенным инспекторам еще не дано, очень многие предприниматели, несмотря на запрет, пользовались возможностью сэкономить. Конечно, в случае выявления нецелевого использования автомобилей на нарушителей налагается штраф, но, вероятно, суммы штрафов по нынешним меркам оказались не столь велики, да и взыскать их удается не сразу.

А поскольку перед ГТК поставлен план наполнять республиканский бюджет, комитет инициировал и разработал президентский указ N140. Сейчас, как сообщается в первой строке указа, «в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь» сбор придется заплатить самому гражданину, занявшемуся коммерческими перевозками на авто, не декларированном для этих целей, или тому предприятию, которому это авто было передано. В первом случае платеж должен быть осуществлен до начала использования автомобиля для коммерческих перевозок; во втором - не позднее трех дней со дня совершения гражданско-правовой сделки, предусматривающей переход права собственности либо права владения к юрлицу или индивидуальному предпринимателю.

В сферу действия нового указа попадают ТС пяти позиций товарной номенклатуры ВЭД - 8702 (ТС, предназначенные для перевозки до 10 и более человек), 8703 (легковые и гоночные автомобили, грузо-пассажирские фургоны), 8704 21 и 8704 31 (ТС массой не более 5 тонн с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и с искровым зажиганием) и 8711 (мотоциклы, мопеды и велосипеды с установленным двигателем). Впрочем, республиканский сбор придется платить только в том случае, если ТС стали использоваться в предпринимательской деятельности в течение двух лет после таможенного оформления их в качестве товаров, не предназначенных для коммерческих целей. Потом - можно. Однако трудно представить, чтобы предприниматель, который занимается перевозкой пассажиров или грузов, ожидал столько времени - уж слишком быстро меняется конъюнктура на этом сегменте рынка.

ИЛИ ДОРОГО, ИЛИ БЕСПЛАТНО

По оценке предпринимателей, еще три года назад пассажирские перевозки на маршрутных такси в Минске давали рентабельность до 70%, теперь доходность резко снизилась, и, чтобы оставаться на плаву, необходимо увеличивать оборот - а значит, расширять парк микроавтобусов. Лучше всего для «маршруток» подходят автомобили Merсedes и Ford. Но Merсedes, к примеру, стоит около $26 тыс., а таможенный платеж при надлежащем оформлении (т.е. юрлицом с указанием предпринимательской деятельности в качестве цели ввоза) составит порядка 40% стоимости автомобиля: 20% таможенная пошлина плюс акциз (от 0 до 4 евро за 1 л.с. в зависимости от мощности двигателя) плюс 18% НДС. Как сообщил директор небольшой минской компании по пассажирским перевозкам на маршрутных такси (в недавнем прошлом индивидуальный предприниматель), пожелавший остаться неназванным, 10 имеющихся сейчас в наличии микроавтобусов ему становится явно недостаточно. По его словам, для устойчивого роста предприятия надо бы увеличить их количество в два-три раза. «Я бы взял кредит для этого, но у нас в стране все так ненадежно, нет никакой уверенности, что завтра я буду работать так же, как и вчера», - сказал он. Собственного полумиллиона долларов у него нет, как нет и дополнительных $200 тыс. на официальную растаможку микроавтобусов. Поэтому он, как и многие другие «маршруточники», намеревался понемногу докупать машины по давно опробованной схеме - у граждан, ввезших авто по льготной ставке таможенной пошлины.

Однако теперь эта схема грозит ощутимо большими штрафными санкциями, чем раньше. Как пояснили в пресс-службе Министерства по налогам и сборам, налоговые службы проверяют предприятия в установленном порядке не чаще раза в год. Но если в ходе проверки будет установлен факт передачи автомобиля физическим лицом, декларировавшим его ввоз для личного пользования, предприятию все равно придется заплатить сумму установленного указом N140 республиканского сбора, а также пеню, набежавшую за время эксплуатации авто. Например, за переданную физическим лицом юрлицу Audi A2 2000 г.в. предприятию, согласно новым правилам, придется заплатить $4.200 только по ставке нового сбора. Действовавшие до принятия указа штрафные санкции были все же мягче - по словам собеседника «Белорусской газеты», за нецелевое использование четырех микроавтобусов, с учетом пени, налоговая инспекция выставила ему штраф на сумму 20 млн. рублей. С другой стороны, при покупке Audi у частника в рамках нового указа налицо экономия в $1.533 по сравнению с суммой таможенных платежей при официальной декларации юрлицом ввоза этой машины для коммерческой деятельности.

Таблица

Теперь, вероятно, небольшие компании-автоперевозчики будут пополнять свой автопарк из-за восточной границы Беларуси. Российская «Газель» также годится для маршрутного такси, хотя сильно уступает по техническим характеристикам автомобилям западных производителей - менее безопасна и чаще ломается. Однако новые правила не оставляют для перевозчиков пространства для маневра.
Добавить комментарий
Проверочный код