Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (430) 05 апреля 2004 г. Экономика

ЗАМАНИВАЕМ ИНВЕСТОРОВ, А СЛЕТАЮТСЯ СПЕКУЛЯНТЫ

05.04.2004
Сергей ЖБАНОВ

№ 13 [430] от 05.04.04 - На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) 31 марта премьер-министр Сергей Сидорский подтвердил неизменность национальной стратегии привлечения иностранных инвестиций, нацеленной на новые технологии и развитие свободных экономических зон в республике. Но официальная статистика и выводы специалистов из Минэкономики не подтверждают приоритеты, продекларированные премьером.

По итогам 2003г. в республику поступило $1,3 млрд. иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002г. Но в основной капитал направлено только $150 млн. долларов иностранных капвложений. Причем 90% иностранных инвестиций поступило в виде кредитных ресурсов.

Из всей суммы прямых иностранных инвестиций ($674,5 млн.) лишь 10% стали вкладами в уставные фонды совместных и иностранных предприятий, действующих в республике. Это значит, что «мы не имеем достаточного количества крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на долгую перспективу и на приход капитала, который обеспечит новые технологии, ноу-хау, передачу управленческого опыта». К такому выводу пришел начальник управления международного инвестиционного сотрудничества Минэкономики Андрей Соколов, выступая на минском форуме VII «Германия - Польша - Беларусь: «Новое соседство после расширения ЕС», состоявшемся буквально накануне заседания КСИИ. По его словам: «Сегодня иностранный капитал во многих странах с переходной экономикой и постсоветских государствах носит в большей степени спекулятивный характер». И Беларусь с ее структурой иностранного капитала не является приятным исключением.

Выступивший на форуме директор Минского международного образовательного центра Клаус Байер был еще более конкретен относительно избранных белорусским правительством приоритетов экономической политики: «Они краткосрочные, ориентированные на однодневные сделки, противоречат другим постановлениям и в конечном итоге оказывают негативное влияние на инвестиционный климат».

Оспорить это заявление данными Минэкономики невозможно. Чем выше степень риска, тем короче период обращения капитала и выше требования к норме прибыли. Поэтому прямых инвесторов привлекают не гиганты белорусской индустрии, а торговля и общественное питание. В эту сферу направлено $246,6 млн., или 36,6% всего прямого капитала, в основном в виде кредитов зарубежных совладельцев. На втором (по привлекательности) месте сфера связи - $116 млн. (17,2%), а промышленность замыкает список приоритетных инвестиционных сфер - $93,6 млн. (14%).

Причем больше половины всех прямых иностранных инвестиций (53%) прибыло в виде краткосрочных кредитов из маленькой Швейцарии, оставившей далеко позади в этом списке Россию (21,4%) и Великобританию (8,8%). Очевидно, белорусские глянцевые журналы, раскрывающие двенадцать причин, по которым выгодно инвестировать в Беларусь, более популярны в горной конфедерации, чем на среднерусских равнинах или британских лужайках.

Но до конца этого десятилетия республике необходимы $30 млрд. прямых и портфельных инвестиций, которые должны быть направлены на предприятия, с устаревшей технологией производства и не имеющие внешних рынков сбыта. С этой задачей одним «швейцарцам» не справиться. Тем более, если правительство будет стремиться только к тому, чтобы заманить, а не удержать иностранного инвестора.

Премьер Сидорский видит решение этой проблемы в унификации «законодательства Беларуси в инвестиционной, налоговой и других сферах с аналогичными законодательствами европейских стран, а также соседних государств - России, Украины, стран Балтии». Однако главный недостаток белорусского законодательства кроется не в его отсталости, а в нестабильности. Поэтому, по наблюдениям Клауса Байера, «практически ни одно из предприятий, разместивших здесь свои производства, не рекомендует новым приходить в Беларусь».

Иностранные и совместные предприятия начинают ощущать усиление вмешательства государства с самого начала деятельности. Декреты, указы, являющиеся плодом законотворческой деятельности президента, придают белорусскому бизнес-климату неповторимый, а главное, плохо предсказуемый характер. Для подтверждения этого тезиса за примером далеко ходить не надо.

Трейдеры, приветствуя выход белорусского Минфина на российский фондовый рынок, назвали главным неэкономическим фактором риска для инвестиций в белорусские ценные бумаги президента Александра Лукашенко. И страхованию такие риски поддаются с трудом. Поэтому проблема увеличения объемов и сроков любых иностранных инвестиций давно уже приобрела в Беларуси персональный характер, и самостоятельно ни правительству, ни КСИИ ее не решить. Тем более, если глава государства видит основное препятствие для роста конкурентоспособности национальной экономики в увеличении цен на энергоносители, а не в недостатках инвестиционного климата.

Стратегия, нацеленная на постоянное увеличение иностранных инвестиций, неизбежно ведет к интенсивному внедрению не только новых технологий, но и экономических свобод, а потому слабо вписывается в генеральную линию. На это ясно указывает история с «золотой акцией».

Глава представительства Международной финансовой корпорации (МФК) в Беларуси Иван Иванов рассказал «Интерфаксу», что «еще в прошлом году инвесторы неоднократно настаивали на рассмотрении в рамках КСИИ механизма применения в Беларуси института «золотой акции» и высказывали свое мнение по этому вопросу». Но правительство, как известно, прислушалось к мнению не иностранных консультантов, а президента, и в результате: «Изменения, внесенные в порядок применения «золотой акции», вместо улучшения ситуации только ее ухудшили». Такая же судьба постигла и внесенные изменения в законодательство о банкротстве.

Теперь Иванов предлагает донести цивилизованный опыт вместе с советами по привлечению иностранных инвестиций до представителей органов госуправления Беларуси в рамках специально организованной международной конференции.

Может, это и хорошая идея, но всем представителям международных финансовых организаций давно уже пора понять: прожорливая белорусская экономическая модель нуждается в деньгах, а не советах. А подневольному правительству в этой ситуации ничего не остается, как тиражировать заманчивые буклеты и листовки с многообещающим перечнем льгот и скидок, привлекающих не инвесторов, а спекулянтов.
Добавить комментарий
Проверочный код