Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№13 (430) 05 апреля 2004 г. Экономика

ЗАМАНИВАЕМ ИНВЕСТОРОВ, А СЛЕТАЮТСЯ СПЕКУЛЯНТЫ

05.04.2004
Сергей ЖБАНОВ

№ 13 [430] от 05.04.04 - На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) 31 марта премьер-министр Сергей Сидорский подтвердил неизменность национальной стратегии привлечения иностранных инвестиций, нацеленной на новые технологии и развитие свободных экономических зон в республике. Но официальная статистика и выводы специалистов из Минэкономики не подтверждают приоритеты, продекларированные премьером.

По итогам 2003г. в республику поступило $1,3 млрд. иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002г. Но в основной капитал направлено только $150 млн. долларов иностранных капвложений. Причем 90% иностранных инвестиций поступило в виде кредитных ресурсов.

Из всей суммы прямых иностранных инвестиций ($674,5 млн.) лишь 10% стали вкладами в уставные фонды совместных и иностранных предприятий, действующих в республике. Это значит, что «мы не имеем достаточного количества крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на долгую перспективу и на приход капитала, который обеспечит новые технологии, ноу-хау, передачу управленческого опыта». К такому выводу пришел начальник управления международного инвестиционного сотрудничества Минэкономики Андрей Соколов, выступая на минском форуме VII «Германия - Польша - Беларусь: «Новое соседство после расширения ЕС», состоявшемся буквально накануне заседания КСИИ. По его словам: «Сегодня иностранный капитал во многих странах с переходной экономикой и постсоветских государствах носит в большей степени спекулятивный характер». И Беларусь с ее структурой иностранного капитала не является приятным исключением.

Выступивший на форуме директор Минского международного образовательного центра Клаус Байер был еще более конкретен относительно избранных белорусским правительством приоритетов экономической политики: «Они краткосрочные, ориентированные на однодневные сделки, противоречат другим постановлениям и в конечном итоге оказывают негативное влияние на инвестиционный климат».

Оспорить это заявление данными Минэкономики невозможно. Чем выше степень риска, тем короче период обращения капитала и выше требования к норме прибыли. Поэтому прямых инвесторов привлекают не гиганты белорусской индустрии, а торговля и общественное питание. В эту сферу направлено $246,6 млн., или 36,6% всего прямого капитала, в основном в виде кредитов зарубежных совладельцев. На втором (по привлекательности) месте сфера связи - $116 млн. (17,2%), а промышленность замыкает список приоритетных инвестиционных сфер - $93,6 млн. (14%).

Причем больше половины всех прямых иностранных инвестиций (53%) прибыло в виде краткосрочных кредитов из маленькой Швейцарии, оставившей далеко позади в этом списке Россию (21,4%) и Великобританию (8,8%). Очевидно, белорусские глянцевые журналы, раскрывающие двенадцать причин, по которым выгодно инвестировать в Беларусь, более популярны в горной конфедерации, чем на среднерусских равнинах или британских лужайках.

Но до конца этого десятилетия республике необходимы $30 млрд. прямых и портфельных инвестиций, которые должны быть направлены на предприятия, с устаревшей технологией производства и не имеющие внешних рынков сбыта. С этой задачей одним «швейцарцам» не справиться. Тем более, если правительство будет стремиться только к тому, чтобы заманить, а не удержать иностранного инвестора.

Премьер Сидорский видит решение этой проблемы в унификации «законодательства Беларуси в инвестиционной, налоговой и других сферах с аналогичными законодательствами европейских стран, а также соседних государств - России, Украины, стран Балтии». Однако главный недостаток белорусского законодательства кроется не в его отсталости, а в нестабильности. Поэтому, по наблюдениям Клауса Байера, «практически ни одно из предприятий, разместивших здесь свои производства, не рекомендует новым приходить в Беларусь».

Иностранные и совместные предприятия начинают ощущать усиление вмешательства государства с самого начала деятельности. Декреты, указы, являющиеся плодом законотворческой деятельности президента, придают белорусскому бизнес-климату неповторимый, а главное, плохо предсказуемый характер. Для подтверждения этого тезиса за примером далеко ходить не надо.

Трейдеры, приветствуя выход белорусского Минфина на российский фондовый рынок, назвали главным неэкономическим фактором риска для инвестиций в белорусские ценные бумаги президента Александра Лукашенко. И страхованию такие риски поддаются с трудом. Поэтому проблема увеличения объемов и сроков любых иностранных инвестиций давно уже приобрела в Беларуси персональный характер, и самостоятельно ни правительству, ни КСИИ ее не решить. Тем более, если глава государства видит основное препятствие для роста конкурентоспособности национальной экономики в увеличении цен на энергоносители, а не в недостатках инвестиционного климата.

Стратегия, нацеленная на постоянное увеличение иностранных инвестиций, неизбежно ведет к интенсивному внедрению не только новых технологий, но и экономических свобод, а потому слабо вписывается в генеральную линию. На это ясно указывает история с «золотой акцией».

Глава представительства Международной финансовой корпорации (МФК) в Беларуси Иван Иванов рассказал «Интерфаксу», что «еще в прошлом году инвесторы неоднократно настаивали на рассмотрении в рамках КСИИ механизма применения в Беларуси института «золотой акции» и высказывали свое мнение по этому вопросу». Но правительство, как известно, прислушалось к мнению не иностранных консультантов, а президента, и в результате: «Изменения, внесенные в порядок применения «золотой акции», вместо улучшения ситуации только ее ухудшили». Такая же судьба постигла и внесенные изменения в законодательство о банкротстве.

Теперь Иванов предлагает донести цивилизованный опыт вместе с советами по привлечению иностранных инвестиций до представителей органов госуправления Беларуси в рамках специально организованной международной конференции.

Может, это и хорошая идея, но всем представителям международных финансовых организаций давно уже пора понять: прожорливая белорусская экономическая модель нуждается в деньгах, а не советах. А подневольному правительству в этой ситуации ничего не остается, как тиражировать заманчивые буклеты и листовки с многообещающим перечнем льгот и скидок, привлекающих не инвесторов, а спекулянтов.
Добавить комментарий
Проверочный код