Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (428) 22 марта 2004 г. Личный вкус

«ПО НАШЕМУ ЗАМЫСЛУ И МЫШЛЕНИЮ»

22.03.2004
Янка ГРЫЛЬ

Разговор Александра Лукашенко с членами Республиканского совета ректоров получился строгим и нелицеприятным. 19 марта глава государства метал громы и молнии, а 59 членов совета выглядели так, словно их только что заставили вступить в БРСМ и вслух прочитать от корки до корки учебник по идеологии. Должностным лицам было чего стыдиться: совет создавался в 2001г. как орган с почти министерскими полномочиями, но так и не стал «настоящим генератором конструктивных идей».

Реформа: пока не поздно. Встреча обозначила очередную веху в ревизии образовательной реформы. Учебные заведения «нуждались в совершенствовании, а совершенствование, по нашему мышлению и замыслу, - сохранение всего лучшего, что накоплено советским образованием…» Увы, никто из присутствовавших не ответил на вопрос, в чем, собственно, состояла концепция реформы. В десятибалльной системе оценок? В двухступенчатой структуре высшего образования? «Пока не поздно, пока мы не втянулись полностью в т.н. реформу школы», надо придать идущим в образовании процессам хоть какой-то смысл. Ведь «замахнулись на многое и сегодня видим, что нам нужно, а что надо исключить из процесса реформирования», веско заметил президент.

Реставрация: уже поздно. Старая добрая советская школа была хороша, но лишь для своей эпохи и тогдашнего общественно-политического строя. И конечно, стыдоба, когда «для будущих экономистов единственным источником знаний по профильным дисциплинам становятся учебники американских авторов»: ведь никакие котлеры не объяснят белорусского экономического чуда. По количеству дипломов на душу населения мы скоро опередим весь мир, но если дипломированные экономисты торгуют на барахолке ширпотребом, то лидерство это сомнительное. Посему президент впервые за многие годы поставил действительно насущный вопрос: «Обусловлен ли рост числа лиц с высшим образованием реальными нуждами белорусской экономики?» Страшно признаться, но, вероятно, нет.

Идеология: никогда не поздно. Между тем, по словам президента, в вузах «сосредоточены все усилия оппозиции как внутренней, так и внешней». А идеологическая работа по-прежнему ведется «в худших советских кондовых традициях»: формализм, администрирование, бумагомарательство, организация дискотек вместо выступлений агитбригад и «выделение помещений комсомолу нашему» вместо выделения чего-либо общественно полезного и экологически чистого самим комсомолом. Результат налицо: 24% студентов «проявляют устойчивую склонность к различным злоупотреблениям», 72% употребляют спиртное, а 10% - наркотики. Наркотический дурман властен лишь над духовно опустошенным сознанием, поэтому ректор Академии управления Князев призвал прививать госидеологию с пеленок - «вместе с игрушками и сказками». Идея здравая, но в целом по идеологической работе - полный завал. Недаром Александр Григорьевич в сердцах бросил нерадивым ректорам: «Вот ваша идеология, учебники и воспитание!»

Социальная инженерия: не рано ли? Напомнив участникам совещания, что «значительная часть сидящих в зале - выходцы из села», президент с болью констатировал: в наших вузах остался всего «1% таких, как вы». Преференции абитуриентам из глубинки укрепят госаппарат, становым хребтом которого являются земляческие и родоплеменные связи. Подтягивать сельскую школу до уровня городской, как советуют очернители нашего строя, нецелесообразно: «Если такие умные, то пусть пойдут в сельскую школу и покажут». В БГУ уже есть замысел трех раздельных конкурсов: для горожан, для сельчан, которым автоматически при поступлении добавляется 3 балла из 10, и специальный - для тех же сельчан с Могилевщины и Гомельщины. Единственный недостаток госполитики - непоследовательность: уж лучше учредить «сельфаки» по образцу рабфаков 20-30-х и ввести квоты по социальному происхождению, чтобы отпрыски жирующей буржуазии и гниющей интеллигенции уступили место «талантливым, надежным и крепким детишкам» с периферии.

По какой модели будет функционировать наша образовательная система? Думается, «по нашему замыслу и мышлению»: четко, деловито, с осознанием личной ответственности. И пример тут подает сам глава государства: «Я понимаю, что при моей политике меня любить все не будут. Но я заставлю всех любить мою и нашу страну… И ту власть, которая народ никогда не бросала в беде». Слова, в которые трудно не поверить.

Концепция / стилистика / резонанс: 3/5/3.
Добавить комментарий
Проверочный код