Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (428) 22 марта 2004 г. Экономика

БАНКА НА БАНКУ

22.03.2004
Марина ГУЛЯЕВА

№ 11 [428] от 22.03.04 - 24 марта в Минске должна состояться встреча премьер-министра Сергея Сидорского и президента российской компании «Главпродукт» Леонида Смирнова. Для отечественной консервной отрасли это знаковое событие, поскольку переговоры, где будут обсуждаться возможные инвестиционные проекты лидера российского консервного рынка, да на таком высоком уровне, пройдут впервые. Хотя реакция крупнейших белорусских производителей мясных и молочных консервов на этот визит весьма сдержанная и звучит примерно так: «Ну и что они, интересно, смогут нам предложить?..»

Если кто-то полагает, что тушенка стала этаким продовольственным анахронизмом, то глубоко заблуждается. Президент «Главпродукта» Леонид Смирнов говорит, что «у нас страна дачников, рыболовов и туристов», и не соглашается с мнением, что рынок мясных и молочных консервов малоперспективный. Это подтверждают продажи компании - ежегодно они растут на 35%. И на силовые структуры, традиционных потребителей тушенки и сгущенки, приходится лишь 20% от всего объема производства. А по данным российской маркетинговой компании «КОМКОН», сегодня тушенку в России ест примерно каждый третий взрослый потребитель, причем чаще других - молодые люди в возрасте 24-25 лет.

Ассортимент «Главпродукта» впечатляет - скажем, сгущенку компания выпускает 54 видов, рассчитанных на категории потребителей с разным уровнем доходов. Для состоятельных граждан «Главпродукт» предлагает сгущенку класса «премиум» со вкусом конфет трюфелей, ирландского кофе, рома с шоколадом и др. Этикетки этой сгущенки выполнены соответственно своему уровню - с золотым тиснением. В целом в портфеле «Главпродукта» более 500 наименований. Компания тратит очень приличные средства на продвижение своих марок, является спонсором известной телепрограммы «Аншлаг», а также самым крупным рекламодателем радиостанций «Россия» и «Маяк» - рекламный бюджет «Главпродукта» составляет более $5 млн.

Белорусские производители мясных и молочных консервов не отстают от россиян. Один из лидеров по выпуску сгущенки, ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат», делает как классическое сгущенное молоко, так и с разными ароматизаторами - персиком, капучино, абрикосом, клубникой, ванилью, шоколадом, апельсином, медовой дыней. Хотя, как считают специалисты предприятия, «сегодня рынок молочных консервов постепенно умирает». Это, кстати, подтверждает и статистика: если в 1990г. в стране делалось 168,3 млн. условных банок молочных консервов, то в 2002г. их выпуск сократился до 88,9 млн. условных банок. Производители называют это снижение закономерным и объясняют изменившимися традициями питания, которые, в свою очередь, меняются вследствие более широкого выбора молочных продуктов. Поэтому сегодня отечественные молочноконсервные комбинаты делают акцент на производство кисломолочной продукции, творогов, йогуртов, сухих молочных продуктов. Хотя наша сгущенка, по оценке даже российских экспертов, в частности, Института конъюнктуры аграрного рынка, «вне всякого сомнения очень высокого качества». На международной специализированной выставке «Продэкспо» в Москве Рогачевский и Глубокский молочноконсервные комбинаты регулярно получают золотые медали и уверенно заявляют, что наша сгущенка лучше российской: «Мы не отошли от классической технологии и делаем сгущенку из натурального молока, тогда как российские - из сухого молока и с добавлением растительных жиров».

Отсюда и некоторый скептицизм белорусских переработчиков молока в отношении проектов россиян. А по информации «Белорусской газеты», «Главпродукт», несмотря на широкий профиль деятельности, в первую очередь интересует сегмент молочных консервов. Хотя сама компания своих конкретных планов пока не раскрывает.

КОБЗОН НЕДОВОЛЕН... Если нет тушенки

Накануне визита Леонида Смирнова в Минск обозреватель «Белорусской газеты» Марина Гуляева выясняла у президента «Главпродукта», ест ли он сам тушенку и с чем «Главпродукт» намерен прийти на белорусский рынок.

- Почему вас заинтересовал белорусский рынок, и какие конкретно предприятия привлекли «Главпродукт»?

- Я не могу называть конкретные предприятия, потому что сейчас проводится очень серьезный анализ вашего рынка. Наша компания - это крупный промышленный финанасово-дистрибуционный холдинг. «Главпродукт» имеет свои заводы в самых разных регионах России. То, чем мы занимаемся, это не нефть качать и не газ продавать - это сложный тернистый путь производства качественных продуктов. И для нашей компании важно работать с такой властью, которая осуществляет ясную, прозрачную и понятную политику. Если мы, допустим, будем ставить производственно-дистрибуционные цели, нам хотелось бы видеть четкую перспективу, потому что мы не занимаемся бизнесом типа «купи-продай», мы занимаемся производством, созданием торговых марок, мы держим в своих руках дистрибуцию, рынки сбыта и т.д. - вся деятельность объединена в одну цепочку. Поэтому для нас очень важна политика власти в отношении налогообложения, защиты инвестиций и проч.

- В Беларуси вас это устраивает?

- Мы изучаем эти вопросы. Пока могу сказать, что наша продукция востребована на белорусском рынке. Были сделаны пробные поставки, которые показали, что консервы «Главпродукта» - мясные, молочные, овощные - продаются очень хорошо. Когда мы приходим в какой-то регион, обычно производственную базу создаем на основе крупного предприятия. «Главпродукт» уже создал тысячи и тысячи рабочих мест, мы платим налоги, у нас нет задолженности ни перед сельхозпроизводителями, ни перед рабочими коллективами.

- Чем вы объясняете успех «Главпродукта» на рынке мясных консервов?

- Когда мы пришли на рынок тушенки, этот продукт оценивался традиционно: тушенка и тушенка. Сегодня консервная отрасль России, так же как и белорусская, не в лучшем состоянии. «Главпродукт» взял на себя непростые обязательства и, к слову, на 50% их уже выполнил - создать категорию продуктов мясной консервации. Есть хлеб, а есть выбор хлебобулочных изделий. Есть колбаса, и есть выбор колбас. Мы не говорим сегодня о тушенке, мы говорим о новом направлении, которое ввел на рынок «Главпродукт», - мясная консервация сегодня насчитывает более 200 видов. Это и паштеты, и колбасные фарши, и баночная ветчина, и много всякого другого. Мы развиваем это направление, и, думаю, будет добавлено еще 50 видов. Но самое главное, именно мы разработали и воплотили концепцию брендирования мясной консервации. До «Главпродукта» этим не занимался никто. Сегодня «Главпродукт» - это бренд для всех категорий населения.

- Как вы сегодня позиционируете тушенку, кроме того что это традиционный продукт для дачников, туристов и рыболовов?

- У нас есть тушенка, сделанная по ТУ (техническим условиям), она дешевле, но очень качественная. Есть тушенка, выпушенная в соответствии с ГОСТом первого сорта, высшего сорта, мы предлагаем даже тушенку «высший сорт экстра» - в ней больше мяса, чем положено по ГОСТу для тушенки высшего сорта. И на нее тоже есть покупатель.

Иосиф Кобзон обожает суп с тушенкой и крайне недоволен, если дома нет тушенки «Главпродукта». Я сам прошу, чтобы дома в овощной суп обязательно клали баночку тушенки.

- А как вам белорусская тушенка?

- Говорят разное. Но нас больше интересует брендированность.

Вот приедем к вам - поговорим, посмотрим. Для нас очень важна - я хотел бы это подчеркнуть - долгосрочная программа. Никакие «короткие» проекты «купи-продай» нас не интересуют. Если мы приходим куда-то, мы приходим серьезно. В Орловской области, к примеру, «Главпродукт» строит уже третий завод. Вначале мы подняли до небес молочно-консервный завод, потом меньше чем за год построили самый большой в России завод по выпуску тушенки (120 млн. банок в год). А в следующем месяце запустим завод по производству газированных безалкогольных и слабоалкогольных напитков. Если мы увидим, что в Беларуси прозрачная инвестиционная политика, есть предприятия, которые нужно развивать и выводить на рынки сбыта - будем работать.
Добавить комментарий
Проверочный код