Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (426) 08 марта 2004 г. События. Оценки

АЛЛЕЯ ТЕХНОКРАТОВ

08.03.2004
Виталий ПОРТНИКОВ

Госдума России без особых проволочек утвердила на посту премьер-министра человека, предсказать появление которого на трибуне нижней палаты парламента в этом качестве еще несколько дней назад не мог ни один депутат - включая самых высокопоставленных.

Теперь наконец-то может проясниться состав будущего правительства. Хотя что за срочность? Ведь спустя всего неделю с небольшим - после президентских выборов - новому премьеру придется подавать в отставку, проходить повторное назначение Госдумой и вновь создавать правительство. Так что вполне возможно, что Фрадков не будет спешить с кадровыми предложениями, по крайней мере, в ближайшие дни, ведь ему предстоит не просто назначить министров, но и коренным образом изменить саму структуру формирования кабинета. Тем более что очевидная неожиданность его назначения на пост премьера России вообще ставит под сомнение возможность главы кабинета выступать с самостоятельными инициативами.

Единственное предложение, которое сделал Фрадков во время своей встречи с представителями парламентского большинства, - это назначить первого зама спикера Госдумы Александра Жукова первым вице-премьером. Хотя затем кандидат на пост премьера сказал, что вице-премьер в кабинете вообще будет всего один, что сразу же заставило журналистов задаться вопросом: если всего один, так почему же первый? Кстати, наблюдатели уловили, что и сам Жуков скорее озабочен, чем обрадован своим назначением. Его можно понять. Кресло первого вице-спикера обеспечивало ему спокойную жизнь в Госдуме, по крайней мере, на ближайшие четыре года. А сколько просуществует правительство Михаила Фрадкова, предсказывать сегодня не берется никто.

Пока можно достоверно сказать лишь о том, что Фрадков - опытный чиновник с многолетним опытом работы в советских, а затем и российских ведомствах, успевший побывать министром внешней торговли и торговли, а в путинские времена возглавить Федеральную службу налоговой полиции, расформированную год назад. Именно после этого расформирования Фрадков и оказался на посту представителя России в ЕС в ранге министра. Важным обстоятельством его нового назначения является и тот факт, что Фрадкова в Москве никто не ждал - накануне объявления президентом его имени в качестве кандидата на пост премьера практически никто не называл.

Словом, Фрадков лишь дополнил ряд технических чиновников на высших госпостах в России. Правительство Михаила Фрадкова именно поэтому - а вовсе не потому, что его возглавит непрофессионал - будет правительством в такой же мере, в какой администрация во главе с Дмитрием Медведевым является администрацией.

И Фрадков, и Медведев, и, кстати, сам Путин - квалифицированные чиновники. Их предшественники были скорее игроками, выстраивавшими пирамиды власти и влияния и умевшие решать сложные шахматные комбинации. Но все уже выстроено, и самим игрокам уже не нужны игроки на должностях президента, премьера, главы администрации.

Именно поэтому назначение Фрадкова можно сравнить с назначением Путина в конце 1999г. или с назначением Медведева в конце 2003г. Именно поэтому никто сегодня не рискнет предсказать, сколько времени Фрадков пробудет в Белом доме - месяц или четыре года. И именно поэтому становится ясно, чем второй срок Путина будет отличаться от первого.

Первый срок был сроком контроля ведущих игроков «семейного клана» за госинститутами при их постепенной деградации - Госдума, Совет Федерации, Совбез, администрация президента, наконец - правительство. К самому концу первого срока система госинститутов окончательно перестала представлять интерес для тех, кто принимает реальные решения, превратилась в декорацию, некую ширму, уже не за которой, а вне которой достигаются необходимые договоренности властей предержащих. Именно поэтому на период второго срока жизнеобеспечение госинститутов можно с успехом доверить техническим фигурам, которые будут успешно поддерживать их в работоспособном виде и обеспечат преемственность декораций по окончании президентского срока Путина или в случае какого-либо непредвиденного политического или экономического кризиса, который принудит президента досрочно покинуть свой пост.

Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции.
Добавить комментарий
Проверочный код