Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (426) 08 марта 2004 г. События. Оценки

НОВОЕ ЛИЦО Новой Зеландии

08.03.2004
Отдел экономики

№ 9 [426] от 08.03.04 - Когда международные эксперты говорят об удачно проведенной административной реформе, они, как правило, приводят в пример Новую Зеландию. В 1984-1990гг. эта страна показала миру, как сделать правительство дешевым, прозрачным и эффективным. Новая Зеландия - унитарное государство с однопалатным парламентом. Конституция страны давала правительству возможность быстрого и решительного законотворчества. До 1996г. правительство формировалось партией парламентского большинства. Правящая партия могла осуществлять свою программу с минимальными задержками. Важным было и то, что в момент реформ профсоюзы обладали слабыми возможностями влияния на их ход. Кроме того, в государственном секторе имелось достаточное количество компетентных менеджеров, а также происходил приток экспертов из частного сектора.

Столкнувшись с серьезным финансовым кризисом, Новая Зеландия начала широкую приватизацию, полностью открыв внутренний рынок для конкуренции иностранных товаров (импортная таможенная пошлина здесь равна нулю). Затем были приняты основные законы, которые утвердили новую структуру правительства и определили порядок найма и работы госслужащего. Принятие закона о доступе к информации сделало все органы госвласти прозрачными и подконтрольными. Затем прошла децентрализация систем здравоохранения и образования, т.е. передача местным властям полномочий по регулированию данных секторов.

Успех реформ был обеспечен тем, что правительство сознательно отказалось от не свойственных ему функций инвестора, предпринимателя. Оно перестало вмешиваться в дела бизнеса - и экономика ответила бурным ростом. Политические органы были отделены от структур, которые использовали бюджетные ресурсы для оказания услуг или закупки товаров. Были разведены функции регулирования (выдача лицензий, сертификация), с одной стороны, и владения и распоряжения активами, с другой. В рамках отдельных департаментов начальники получили широкие полномочия на основе заключаемых контрактов.

Были внесены кардинальные изменения в порядок финансовой отчетности. С целью предоставления большей информации о выполнении правительством роли собственника и потребителя услуг ведомств отчетность о текущих расходах была отделена от отчетности о капитальных затратах. Был введен накопительный принцип отчетности: расходы/доходы отражаются в момент их реального использования/заработка, а не в момент их перечисления/получения. Был изменен бюджетный цикл: дату подведения баланса перенесли с 31 марта на 30 июня.
Добавить комментарий
Проверочный код