Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№9 (426) 08 марта 2004 г. Контекст

VOTE FOR «5+»

08.03.2004
Владимир ДОРОХОВ

На минувшей неделе с новой силой зазвучала тема американского контекста белорусской политики. 1 марта в Washington Times опубликована статья ведущего научного сотрудника Heritage Foundation Ариэля Коэна, посвященная тактике наших демократических сил на выборах в ПП НС осенью 2004г. Двумя днями позже помощник госсекретаря США Элизабет Джонс, возглавляющая бюро Госдепа по делам Европы и Евразии, выступила перед подкомитетом конгресса США с докладом, в котором коснулась взаимоотношений с демсилами нашей страны. Нарастающая заинтересованность США в демократических преобразованиях в Беларуси подкрепляется готовностью белорусской оппозиции вести собственную избирательную кампанию прямо в Вашингтоне, в располагающих для этого условиях. Однако маловероятно, чтобы подобная тактика привела к желанным результатам.

Визит лидеров Народной коалиции «5+» в США, встречи Европейской коалиции «Свободная Беларусь» в Германии и Штатах, конференция в Риге, координационное мероприятие в Литве - вот далеко не полный список мероприятий, которые с целью победы на выборах члены наших предвыборных блоков проводят почему-то за рубежом. Когда до белорусского избирателя доходит информация о том, что враждовавшие до этого партии заключили перемирие и подписали ряд принципиальных соглашений именно в Вильнюсе, это приводит его в недоумение. Почему именно в Вильнюсе? Что за заморская сила заставила партии помириться?

При этом подозрения в политической несамостоятельности оппозиции, тщательно подогреваемые среди электората госСМИ, - далеко не самая сильная потеря, которую терпят демсилы от всего происходящего. Имидж хотя бы можно скорректировать, а вот вернуть бесцельно растрачиваемое время не под силу даже самому обеспеченному ресурсами кандидату в депутаты.

Чтобы стать известным политическим лидером в Беларуси, нужно надеть галоши, купить раздолбанный «УАЗик» и с мегафоном в руках объезжать регионы, буксуя в грязи и навозе. А там - встречаться с избирателями, да, да, малообразованными, не знающими языков и пугающе безвкусно одетыми избирателями, которые будут реагировать на агитацию отнюдь не так дружелюбно, как представители администрации федерального канцлера Германии или Госдепа США. Более того, часть из них может вообще оказаться зомбированными пропагандой сторонниками Лукашенко, которые начнут выкрикивать оскорбления и обвинять в том, что им плохо живется. И только когда, пересилив себя, ты найдешь с ними общий язык, убедишь, что живется им плохо отнюдь не из-за оппозиции, можно будет надеяться на кресло в парламенте и реальные шансы в борьбе за президентское кресло.

А из-за кордона приходят все более невероятные планы демократических преобразований. Появляются все новые мудреные схемы, по которым для крушения режима демократическим силам и дальше достаточно устанавливать связи с белорусскими диаспорами за рубежом, встречаться с руководством иностранных аналитических центров, словом - заниматься престижной, немаркой и совершенно бессмысленной работой, не имеющей никакого отношения к победе на реальных выборах внутри страны.

О роли международной и, в частности, американской поддержки демократических преобразований в Беларуси директор русских и азиатских программ Центра оборонной информации Николай ЗЛОБИН рассказал в интервью руководителю Центра документации НИСЭПИ Владимиру Дорохову. Это интервью состоялось в США, в рамках программы Госдепартамента «Влияние фабрик мысли на формирование внешней политики США».

- Как из Вашингтона видится происходящее в Беларуси?

- Во-первых, из Вашингтона мало что видно - из Беларуси поступает крайне недостаточно информации. Беларусь как потенциальный союзник Америки сегодня Вашингтон не интересует, как противник - тем более. Президент Беларуси ничего нового не придумал, поэтому большого интереса нет. Во-вторых, налицо пассивность белорусской оппозиции. Отчасти и ее вина в том, что в Вашингтоне очень редко можно услышать про Беларусь или прочитать в газетах. Белорусская оппозиция здесь малоизвестна, не имеет поддержки в вашингтонском истеблишменте. Так что Беларусь имеет плохой имидж в Америке, а белорусская оппозиция не имеет никакого имиджа вообще.

- Но представители оппозиции регулярно посещают Страсбург, Брюссель и Вашингтон, встречаются с конгрессменами, сенаторами, представителями Госдепа и Белого дома.

- Но результата я никакого не вижу и не помню случая, чтобы в конгрессе кто-то поднял вопрос о ситуации в Беларуси. Работа должна заключаться не только во встречах с конгрессменами. Надо найти несколько сенаторов, у которых есть хоть какой-то интерес к Беларуси, у которых есть белорусы среди избирателей, и попытаться с ними работать. Конгрессмены, сенаторы, в конце концов, могут сказать что-то о Беларуси на CNN. И это может стать тем спусковым крючком, с которого все может начаться.

Америка с удовольствием помогла бы народу Беларуси добиться достойной жизни, но для этого нужно, чтобы сами белорусы выступали инициаторами. Америка очень отзывчивая страна. И при всей вине, которая лежит сегодня на американской элите, ее незнании, недостаточности глобального видения, большая вина лежит и на белорусской оппозиции. Здесь спрос определяет предложение. Нужен спрос, нужно, чтобы на политический рынок Америки была предложена очень интересная белорусская тема.

- Американский политический рынок очень жесткий.

- Здесь трудно пробиться, но есть технологии, как это делать. Маленькие страны, прибалтийские, в частности, сильно утвердились на американском политическом рынке. Грузия сейчас делает замечательную работу в этом направлении. Именно это необходимо делать и вам - создавать лобби, группы интересов, группы друзей Беларуси из бывших белорусских граждан, из бизнесменов, которые имеют белорусские корни, из представителей еврейских, религиозных, правозащитных организаций Америки.

ЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФАКТОРА УМЕНЬШАЕТСЯ

- Как в Вашингтоне воспринимают взаимоотношения Минска и Москвы?


- Беларусь воспринимается как некое дополнение к России. Многих останавливает идея заниматься Беларусью - им кажется, что волей-неволей придется заниматься и Россией, если что-то менять в Беларуси. Это несправедливо и неправильно. Но этот стереотип существует, и белорусам нужно с ним бороться. Надо установить раз и навсегда в американском политическом менталитете, политической культуре тот факт, что Беларусь - независимое государство со своими проблемами, экономическими, политическими, геополитическими интересами. Что она не является придатком России и объединение вряд ли произойдет, что Беларусь нуждается в серьезной политической поддержке со стороны Америки.

- В какой степени политика Вашингтона делается с оглядкой на позицию России?

- До последнего момента Россия ценилась как потенциальный союзник в борьбе с терроризмом, против распространения ядерного оружия, в борьбе с международной преступностью. Была надежда на создание крупномасштабной энергетической коалиции России и США. Плюс сам президент Буш был очарован президентом Путиным. Поэтому отношения к России строились через ее оценку как игрока на международной арене. Сегодня же политика президента Буша обанкротилась. Такого отношения к России больше нет. Все больше американская элита и истеблишмент оценивают ситуацию в России на основе того, что происходит в самой России. А в самой России мало хорошего происходит в отношении демократии. Поэтому общее негативное отношение к России начинает превалировать. У американской политической элиты меньше желания смотреть на то, как Путин будет реагировать на телодвижения США в зоне бывшего СССР, меньше желания признавать право России на интересы в странах бывшего Союза. Судя по недавней ситуации в Молдове и Грузии, американцы все меньше согласовывают с Москвой свои действия на пространстве СНГ.

- Готовы ли США из-за Беларуси серьезно портить отношения с Россией?

- Отношения с Россией испортить в настоящее время очень трудно, потому что их практически нет. Есть некий круг вопросов, по которым Америка с Россией сотрудничают, - нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом, глобальная безопасность, энергетический диалог и т.д. И общая ситуация мало изменилась - Россия и Америка до сих пор считают свои ракеты друг у друга и проч. Поэтому едва ли недовольство России остановит американский истеблишмент, если здесь решат что-то делать в отношении Беларуси. Россия сегодня не настолько нужна Америке, чтобы ее холить и лелеять. Энергетический диалог сегодня, особенно после ареста Ходорковского, практически провалился. Тактической необходимости в России у Америки сейчас нет, а стратегическая может базироваться только на единстве ценностей, чего тоже нет. Так что пока российско-американские отношения практически находятся в подвешенном состоянии, на уровне саммитов, обниманий и поцелуев президентов.

ПОВОРОТ БЕЛАРУСИ НА ЗАПАД НЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ

- После недавних событий проект российско-белорусской интеграции, похоже, окончательно зашел в тупик, и время от времени белорусские власти пытаются заигрывать с частью национал-демократической оппозиции и даже говорят о желании улучшить отношения с Западом. Есть ли у Беларуси такой шанс?


- Есть. Но поворот к Америке предполагает соответствие некоторым западным стандартам. При Лукашенко этого не случится: любая попытка заигрывать с Западом приведет к тому, что немедленно в эту щель хлынут свободная пресса, демократические организации, правозащитники и т.д. Америка позитивно оценит любую тактическую помощь от кого бы то ни было. Но в стратегическом плане эти страны никогда не станут союзниками Америки. Системы ценностей настолько различны, что страны могут входить в союз для решения определенной проблемы. Если Беларусь заявит о поддержке Америки в Ираке, что, конечно же, вряд ли случится, то да, Америка зачислит ее в штат друзей по этому конкретному вопросу. Но это не значит, что это станет индульгенцией на все другие вопросы. Чтобы стать союзником демократических стран, нужна единая система ценностей. Буш может не любить Шредера или Ширака, но поскольку Америка, Франция и Германия настолько переплетены на уровне семей и друзей, то неважно, что президенты думают друг о друге.

«У МЕНЯ НЕТ ИНФОРМАЦИИ, К ЧЕМУ ГОТОВ БЕЛОРУССКИЙ НАРОД»

- В 2006г. в Беларуси пройдут президентские выборы. Недавно нашу застоявшуюся политическую атмосферу оживило интервью бывшего главы миссии ОБСЕ в Минске Ханса-Георга Вика, предложившего для Евросоюза новую стратегию в отношении Беларуси. Ее содержание - всемерная поддержка гражданского общества независимо от того, получено ли согласие властей на такого рода проекты. Какова вероятность поддержки Вашингтоном такой стратегии?


- Американцы будут серьезно просчитывать ситуацию. «Бархатная» революция в Грузии или то, что случилось в Югославии, произошли не просто потому, что Запад вмешался, а потому что там для перемен созрел народ, возникли некие объективные условия. У меня нет информации, к чему готов белорусский народ, и я не уверен, что такая информация есть у кого-то в Америке. Прежде чем поддержать проект, о котором вы спрашиваете, необходимо получить ответы на следующие вопросы. К чему готов народ Беларуси? Готов ли он идти на психологическую ломку системы ценностей? Готов ли нынешний белорусский истеблишмент без боя отдать свои позиции?

Существует проблема недоразвитости элит, как бы они ни думали, что готовы взять всё в свои руки. Лукашенко стоит во главе страны не потому, что он Лукашенко, а потому, что он представляет некую систему ценностей, поддерживаемую частью населения. Нет ни одного лидера в мире, который бы захватил власть и сам по себе держал бы ее. Все они являются выдвиженцами некоторой политической структуры, социальной силы, которые существуют и в Беларуси.

Наивность подхода о первостепенной важности помощи извне может привести только к ухудшению положения. Вот американцы много думают о том, стоит ли поддерживать иранскую оппозицию. Вроде она что-то делает и потихоньку продвигается к гражданскому обществу, заседает в парламенте, отстаивает права женщин и свободу прессы… Но американцы опасаются: если они начнут оказывать сейчас серьезную поддержку оппозиции, руководство Ирана эту оппозицию «вырежет». И страна снова окажется отброшенной на поколение назад. Общество не готово еще умирать за эту оппозицию. Оппозиция делает свое дело, общество равнодушно наблюдает. В Беларуси такая оппозиция? Или вы уверены, что народ ей поможет? Если да, то у Америки будут желание и необходимость вкладывать свои политические и финансовые капиталы в это дело. Если нет, надо строить гражданское общество без попытки свергнуть существующий режим.
Добавить комментарий
Проверочный код