Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№7 (424) 23 февраля 2004 г. Тема недели

ВЕНТИЛЬ: БОРЬБА ДО УПОРА

23.02.2004
Ярослав РОМАНЧУК

«Крепкая броня» экономики страны, занимающей 56-е место по индексу человеческого развития ООН, якобы генерирующей почти $17,5 млрд. ВВП, на прошлой неделе вдруг почувствовала себя неуютно перед угрозой платить за газ дополнительные $200-250 млн.

ТАК БОГАТЫЕ МЫ ИЛИ БЕДНЫЕ?

Даже неделю назад такой эскалации конфликта можно было бы не допустить. Российское правительство на чрезвычайно льготных условиях согласилось выдать белорусскому правительству кредит в $200 млн. Казалось бы, подписывай договор по $50 за 1000 куб. м, повышай цены на транзит до $1,09 и начинай, наконец, решать проблему хронических неплательщиков внутри страны, проводи реструктуризацию и позволь собственникам реализовывать свои бизнес-планы. Ан нет. Как оказалось, за газ рассчитаться не можем. И это не относится к населению, на котором власти уже давно зарабатывают приличные деньги.

Несостоятельны обвинения белорусской стороны в том, что Россия практикует политический шантаж. Если бы речь действительно шла о политике, условия «Газпрома» выглядели бы следующим образом: «Вы получите газ по внутрироссийским ценам, если проведете свободные демократические выборы, прекратите нарушение прав человека и преследование независимых СМИ, начнете диалог с оппозицией и проведете расследование дел похищенных политиков». Но ни один человек в России, даже в экспертном сообществе, так вопрос не ставит. Они говорят: «Хотите потреблять газ - платите».

ДВА СЦЕНАРИЯ

О союзном государстве, единой валюте, зоне свободной торговли между Россией и Беларусью при нынешнем политическом руководстве обеих стран можно забыть. Наступил этап, который можно назвать вынужденным сосуществованием стран с разными политическими и социально-экономическими системами. Это не состояние холодной войны, но страны будут использовать все имеющиеся у них ресурсы, в первую очередь информационные, чтобы доказать своим гражданам правильность своей точки зрения.

Сценарий 1. «Разборки до крови». После ревизии всех договоров между Беларусью и Россией официальный Минск выставляет счет России за содержание военных баз на территории РБ, ПВО, защиту западной границы и за безопасный транзит. Другие расходные статьи также найти несложно. Вспомнить хотя бы компенсацию за Чернобыль (по оценкам некоторых представителей БНФ - около $250 млрд.), требования своей части советских активов за рубежом и т.д. Странным образом общая сумма счета может составить $500-700 млн. Заодно можно будет национализировать магистральный нефтепровод на нашей территории и ввести особый транзитный платеж за каждое пересечение российскими гражданами нашей границы.

Россия также не останется в долгу. Рост цен на газ до $80 за 1.000 куб. м, на электроэнергию - до 3 центов за 1 кВт/час, отказ от бартера в расчетах и жесткая привязка регулярности поставок с оплатой - это будет только началом НЭПа России по отношению к Беларуси. Дальше - больше. Введение нетарифных барьеров на ввоз в Россию телевизоров, тракторов, холодильников, продуктов питания и другой критически важной для белорусского экспорта продукции. Вполне вероятно усиление дискриминационной практики в отношении белорусских транспортных компаний, малого бизнеса и белорусских граждан, которые будут пересекать белорусско-российскую границу. Если Россия перейдет к полномасштабной торговой войне и агрессивному протекционизму, Беларусь потеряет $1,5-2 млрд.

Сценарий 2. «Мелкие пакости». Поскольку к приватизации, либерализации экономики и проведению структурных реформ белорусские власти не готовы, они будут интенсивно имитировать дружбу с восточным соседом, подписывать очередные пустые документы и говорить о новом качестве интеграции. При этом правительство, таможенные органы, местные исполкомы, Минторг и Минэкономики при помощи мелких инструкций и нормативных крючков сделают жизнь российских товаров и инвесторов в Беларуси еще более неуютной. Примером тому может быть готовящееся в правительстве постановление об изменении порядка транзита через Беларусь физических лиц и грузов. Россиян заставят платить в Бресте или Гродно по 30% пошлины за все то, что может считаться «коммерческим грузом». Еще больше TIRов, следующих в Россию, будут конфискованы за нарушение правил транзита. Будут введены квоты на ввоз российских товаров, в первую очередь продовольственных. Все это будет проходить в рамках «усовершенствования», «упорядочения» и «унификации законодательства».

Правительство РФ, в свою очередь, усложнит жизнь белорусскому бизнесу на территории своей страны. Будет идти процесс сокращения квот для Беларуси (лов рыбы - прекрасный пример) по разным товарам и услугам на российском рынке. Встречи на уровне правительств станут реже и бессмысленнее. А руководители стран будут встречаться разве только на саммитах четверки, ЕврАзЭС и СНГ. Российские кредиты будут постепенно, но уверенно затягивать Беларусь в долговую петлю, а неформальный контроль российского бизнеса над белорусскими госпредприятиями усилится. Ни одна из сторон не осмелится денонсировать существующий союзный договор.

Россия станет активнее поддерживать ПАСЕ и ОБСЕ в решениях по Беларуси. Вполне вероятно санкционированное Кремлем развитие контактов между разными структурами российского и белорусского гражданского общества.
Добавить комментарий
Проверочный код