Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (424) 23 февраля 2004 г. Тема недели

ВЕНТИЛЬ: БОРЬБА ДО УПОРА

23.02.2004
Ярослав РОМАНЧУК

«Крепкая броня» экономики страны, занимающей 56-е место по индексу человеческого развития ООН, якобы генерирующей почти $17,5 млрд. ВВП, на прошлой неделе вдруг почувствовала себя неуютно перед угрозой платить за газ дополнительные $200-250 млн.

ТАК БОГАТЫЕ МЫ ИЛИ БЕДНЫЕ?

Даже неделю назад такой эскалации конфликта можно было бы не допустить. Российское правительство на чрезвычайно льготных условиях согласилось выдать белорусскому правительству кредит в $200 млн. Казалось бы, подписывай договор по $50 за 1000 куб. м, повышай цены на транзит до $1,09 и начинай, наконец, решать проблему хронических неплательщиков внутри страны, проводи реструктуризацию и позволь собственникам реализовывать свои бизнес-планы. Ан нет. Как оказалось, за газ рассчитаться не можем. И это не относится к населению, на котором власти уже давно зарабатывают приличные деньги.

Несостоятельны обвинения белорусской стороны в том, что Россия практикует политический шантаж. Если бы речь действительно шла о политике, условия «Газпрома» выглядели бы следующим образом: «Вы получите газ по внутрироссийским ценам, если проведете свободные демократические выборы, прекратите нарушение прав человека и преследование независимых СМИ, начнете диалог с оппозицией и проведете расследование дел похищенных политиков». Но ни один человек в России, даже в экспертном сообществе, так вопрос не ставит. Они говорят: «Хотите потреблять газ - платите».

ДВА СЦЕНАРИЯ

О союзном государстве, единой валюте, зоне свободной торговли между Россией и Беларусью при нынешнем политическом руководстве обеих стран можно забыть. Наступил этап, который можно назвать вынужденным сосуществованием стран с разными политическими и социально-экономическими системами. Это не состояние холодной войны, но страны будут использовать все имеющиеся у них ресурсы, в первую очередь информационные, чтобы доказать своим гражданам правильность своей точки зрения.

Сценарий 1. «Разборки до крови». После ревизии всех договоров между Беларусью и Россией официальный Минск выставляет счет России за содержание военных баз на территории РБ, ПВО, защиту западной границы и за безопасный транзит. Другие расходные статьи также найти несложно. Вспомнить хотя бы компенсацию за Чернобыль (по оценкам некоторых представителей БНФ - около $250 млрд.), требования своей части советских активов за рубежом и т.д. Странным образом общая сумма счета может составить $500-700 млн. Заодно можно будет национализировать магистральный нефтепровод на нашей территории и ввести особый транзитный платеж за каждое пересечение российскими гражданами нашей границы.

Россия также не останется в долгу. Рост цен на газ до $80 за 1.000 куб. м, на электроэнергию - до 3 центов за 1 кВт/час, отказ от бартера в расчетах и жесткая привязка регулярности поставок с оплатой - это будет только началом НЭПа России по отношению к Беларуси. Дальше - больше. Введение нетарифных барьеров на ввоз в Россию телевизоров, тракторов, холодильников, продуктов питания и другой критически важной для белорусского экспорта продукции. Вполне вероятно усиление дискриминационной практики в отношении белорусских транспортных компаний, малого бизнеса и белорусских граждан, которые будут пересекать белорусско-российскую границу. Если Россия перейдет к полномасштабной торговой войне и агрессивному протекционизму, Беларусь потеряет $1,5-2 млрд.

Сценарий 2. «Мелкие пакости». Поскольку к приватизации, либерализации экономики и проведению структурных реформ белорусские власти не готовы, они будут интенсивно имитировать дружбу с восточным соседом, подписывать очередные пустые документы и говорить о новом качестве интеграции. При этом правительство, таможенные органы, местные исполкомы, Минторг и Минэкономики при помощи мелких инструкций и нормативных крючков сделают жизнь российских товаров и инвесторов в Беларуси еще более неуютной. Примером тому может быть готовящееся в правительстве постановление об изменении порядка транзита через Беларусь физических лиц и грузов. Россиян заставят платить в Бресте или Гродно по 30% пошлины за все то, что может считаться «коммерческим грузом». Еще больше TIRов, следующих в Россию, будут конфискованы за нарушение правил транзита. Будут введены квоты на ввоз российских товаров, в первую очередь продовольственных. Все это будет проходить в рамках «усовершенствования», «упорядочения» и «унификации законодательства».

Правительство РФ, в свою очередь, усложнит жизнь белорусскому бизнесу на территории своей страны. Будет идти процесс сокращения квот для Беларуси (лов рыбы - прекрасный пример) по разным товарам и услугам на российском рынке. Встречи на уровне правительств станут реже и бессмысленнее. А руководители стран будут встречаться разве только на саммитах четверки, ЕврАзЭС и СНГ. Российские кредиты будут постепенно, но уверенно затягивать Беларусь в долговую петлю, а неформальный контроль российского бизнеса над белорусскими госпредприятиями усилится. Ни одна из сторон не осмелится денонсировать существующий союзный договор.

Россия станет активнее поддерживать ПАСЕ и ОБСЕ в решениях по Беларуси. Вполне вероятно санкционированное Кремлем развитие контактов между разными структурами российского и белорусского гражданского общества.
Добавить комментарий
Проверочный код