Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (424) 23 февраля 2004 г. Контекст

ХЕЛЬМУТ ФРИК: У НАС НЕТ НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С БЕЛАРУСЬЮ

23.02.2004
Ирина ЧЕРНЯВКА

Ни одна страна Восточной Европы не находится в настолько сложных взаимоотношениях с государствами Евросоюза, как Беларусь. И хотя подобные формулировки звучат все чаще и становятся все привычнее для белорусского уха, тенденция не может не тревожить. Особенно если речь идет о контактах со вторым по значимости после России экономическим партнером Беларуси и крупнейшим донором Евросоюза - Германией. Об актуальных проблемах взаимоотношений двух стран в интервью корреспонденту «Белорусской газеты» рассуждает Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в Беларуси Хельмут ФРИК.

- Какие события во взаимоотношениях Беларуси и Германии вы назвали бы несомненным успехом, а какие - провалом?

- Я бы разделил германо-белорусские отношения на четыре сферы. Самой успешной является сфера гуманитарных контактов гражданского общества двух стран. Существует до 800 немецких неправительственных организаций и частных инициатив, которые работают со своими партнерами в Беларуси, - ни с какой другой восточноевропейской страной у нас нет такого тесного переплетения в общественной сфере. Германия - самый крупный донор, предоставляющий гуманитарную помощь и пожертвования для Беларуси. Ежегодно до половины всей гуманитарной помощи, которая идет в Беларусь из-за границы, является помощью Германии. Осуществляется масса других проектов: например, в сфере энергосбережения, ремонта больниц. В настоящее время по программе «СОС Детская Деревня» строится детская деревня в Марьиной Горке, там будет 16 или 17 домов для детей-сирот. Она строится за пожертвования из Германии. Несмотря на имеющиеся трудности на границе, с таможней, с ожиданием в очередях или какие-то административные проблемы, гуманитарные контакты развиваются.

Второе - сфера культурных отношений. Уже 10 лет здесь действует Институт Гёте. Имеется институт немецких исследований в ЕГУ. Работают 15-20 немецких посредников в культурной сфере, в т.ч. учителя из Германии, которые помогают совершенствовать преподавание немецкого языка белорусским учителям. И примерно 150 стипендий в год мы выдаем белорусским студентам для обучения или прохождения практики в Германии. Однако недавно ЕГУ попал в заголовки газет. Это вызывает большую озабоченность не только у нас - все страны Евросоюза и Федеральное правительство следят за развитием ситуации с большим вниманием.

Третья важная сфера - экономические контакты, где развитие идет не так успешно. Здесь наблюдается своего рода стагнация. В настоящий момент мы являемся важнейшим экономическим и торговым партнером Беларуси на Западе. В сфере внешнеторгового обмена из года в год есть небольшой подъем. Но эксперты просчитывают намного больший потенциал, который не используется. Инвесторы Германии и других стран оценивают здешние экономические условия как неблагоприятные для инвестирования: есть ряд административных препятствий и явная неуверенность в правовой стабильности. Есть три-четыре относительно крупных успешных предприятия с германскими инвестициями, они существуют уже 6-8 лет. А сегодня уже могло бы быть и 20, и 40. Но этого нет.

СПРАВКА «БГ». По объему фактически перечисленных средств Германия занимает второе место после США среди стран - основных инвесторов в экономику республики. Среди созданных предприятий крупнейшими являются совместные предприятия ПО «БелавтоМАЗ» и концерна «МАН», «Цейсс БелОМО», «Минский мебельный центр», «Фребор».

У нас имеются запросы от крупных германских фирм, предприятий, которые интересуются Беларусью, потому что они отсюда могли бы действовать в направлении большого российского рынка и обслуживать этот рынок. Но после того как они изучают обстановку здесь - они уходят в другие регионы. Особенно настораживает поведение таможенных органов в последнее время: произвольная конфискация автомобилей и товаров вызовет негативные последствия для самой Беларуси. Эта проблема затрагивает не только германских предпринимателей, но и бизнесменов других стран, в т.ч. России.

Последним пунктом я хотел бы отметить сферу политических взаимоотношений. Мы - не только Германия, но и весь Евросоюз - уже в течение многих лет протягиваем Беларуси руку для нормальных взаимоотношений. При этом мы ориентируемся на определенные правила, которые обозначены в рамках ОБСЕ, а поскольку Беларусь также принадлежит «клубу» ОБСЕ, у нас есть возможность следить за тем, чтобы эти правила единообразно применялись. Здесь мы наблюдаем нарушения и неполное соблюдение стандартов в таких сферах, как демократия, правовое государство и права человека. Беларусь является суверенным государством и имеет право проводить собственную политику без влияния извне. Но мы имеем также суверенное право критиковать эту политику и доводить это до ведома общественности. В данный момент это касается в особенности выборов - главного политического события в Беларуси в текущем году. Мы очень внимательно намерены наблюдать за тем, как здесь пройдут выборы в октябре 2004г., будет ли выражена воля народа и не будет ли она искажена.

Подытожить я могу так: у нас нет нормальных отношений с Беларусью. Потому что при нормальных отношениях должны быть примерно на одном уровне развиты и гуманитарные, и культурные, и экономические, и политические отношения. Здесь мы отмечаем большой перепад качества уровней.

- Гуманитарные взаимоотношения тоже находятся под угрозой. Специалисты в Беларуси оценивают вышедший в декабре декрет N24 как значительно усложняющий порядок проведения гуманитарных операций. Как оцениваете вы этот документ?

- Это в деталях проверяется. В сфере гуманитарной помощи мы не испытываем больших трудностей. Вот с технической помощью есть проблемы. В Беларуси различается техническая и гуманитарная помощь. В связи с этим возникают большие проблемы у Евросоюза, в частности, с программой ТACIS. Она в значительной степени направлена на оказание помощи по развитию гражданского общества. Если идет материальная, финансовая и техническая помощь в это государство - она должна идти свободно, без таможенных сборов и налогов. На Западе налогоплательщик не может понять, что деньги, которые он предоставляет в качестве помощи, здесь облагаются пошлинами и налогами как доход.

СПРАВКА «БГ». В 2003г. в Беларуси была приостановлена реализация проектов в рамках программы TAСIS (программы технической поддержки новым независимым государствам при Еврокомиссии). Причина - практика взимания налогов при получении помощи в рамках программы. Еще в 1994г. правительством Беларуси и ЕС был подписан меморандум, согласно которому подобная помощь освобождается от платежей в бюджет. Только в октябре прошлого года был подписан указ президента N460, который закрепил на национальном уровне освобождение от налогов программ технической помощи. Однако до сих пор реализация проектов TACIS не возобновилась.

Декрет N24 сформулирован довольно общо, но есть ряд документов, которые были приняты в его исполнение и вызывают у нас озабоченность. Эти документы проверяются и изучаются и в Брюсселе, и в отдельных правительствах. Посмотрим, какие будут результаты. Здесь важен диалог между правительствами и белорусскими властями, чтобы не возникла ситуация, что белорусское правительство создаст трудности, из-за которых поток помощи будет сокращаться. Это в целом пойдет в ущерб населению в Беларуси и нуждающимся людям в регионах. Кстати, я сам неоднократно бывал в пострадавших от аварии на ЧАЭС регионах и видел, насколько велика потребность в этой помощи.

- Культурные контакты омрачены ситуацией в ЕГУ. Насколько вы уполномочены вмешиваться в этот конфликт?

- Здесь мяч на поле белорусского правительства. 23 января визит министру образования нанесли 11 глав диппредставительств государств Евросоюза и стран-кандидатов, а также посол США. Они выразили очень большую озабоченность этими событиями. Я давно уже на дипломатической службе, но это уникальный пример такого взаимодействия. Надеюсь, что это послание дошло до белорусского руководства на самом высоком уровне. Мы совершенно не можем понять ситуацию, при которой ректора, так высоко признанного, имеющего ряд наград Германии, Франции и других стран, призывают покинуть пост. При этом никаких упреков в отношении его деятельности ему не сделано. Этот человек работает с чрезвычайно большим успехом и в научном, и в организационном плане.

Евросоюз и США принимают такое участие в этом деле, потому что мы много инвестируем в этот университет в плане международного межуниверситетского обмена. Здесь также проявляется наше стремление к развитию общеевропейского дома. В этом плане особенно успешной является модель германо-французского примирения. Почему мы так тесно сотрудничаем, хотя в прошлом у нас в истории было много войн? Потому что 40 лет назад мы создали совместный фонд молодежного обмена, в рамках которого развивалось множество совместных партнерских проектов. Второй пример - как раз в начале 90-х гг. параллельно с созданием ЕГУ создавался германо-польский университет Виадрина на границе Германии и Польши во Франкфуре-на-Одере и Слубице. Этот университет сейчас является модельным для Европы. Профессор Михайлов создавал ЕГУ по тому же примеру, поэтому не случайно, что между Виадриной и ЕГУ установились партнерские контакты.

- Для решения проблем во всех четырех сферах необходима политическая воля руководства страны. За время работы в Беларуси в качестве посла вы нашли инструменты, которые могли бы вызвать эту волю?

- Думаю, что очень важный опыт, который можно обрести при наблюдении политики здесь, в Беларуси, - осознание, что самоизоляция ведет в тупик. В беседах с чиновниками разных уровней управленческого аппарата, руководителями госпредприятий мы видим, что они понимают это. Они хотят сотрудничества, они понимают, что такое сотрудничество было бы хорошо для Беларуси. Но я думаю, что нынешняя политика препятствует им в реализации этого желания. Я надеюсь, что это понимание необходимости развития в том направлении, в котором развивается вся Европа, будет нарастать и в итоге приведет к тому, что политическое направление тоже изменится. Иначе Беларусь может оказаться отсталой страной, и это пойдет только во вред жителями. Нам было бы жаль, если бы развитие пошло таким путем, так как мы имеем большие симпатии, в том числе персональные, к стране и народу.

СПРАВКА «БГ». Хельмут Фрик родился в 1939г. Юрист по образованию. Кандидат наук (диссертация о двухсторонних соглашениях с развивающимися странами по защите инвестиций). С 1972г. на дипломатической службе. В 1972-77гг. - сотрудник отдела основ международного права германского МИДа. В 1977-81гг. - референт по экономическим вопросам Посольства Германии в Румынии. В 1982-86гг. - в МИДе, заместитель начальника бюро госсекретарей. С 1986 по 1987гг. работал в Гарвардском университете. В1987-90гг. - сотрудник представительства ФРГ в Восточном Берлине. В 1990-95гг. - в МИДе, начальник отдела по разоружению в области обычных вооружений. В 1995-99гг. - заместитель посла Германии в Варшаве. В 1999-2001гг. - начальник управления в ведомстве федерального канцлера. С 2001г. - возглавляет Посольство ФРГ в Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код