Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (424) 23 февраля 2004 г. Экономика

ВГЛУБЬ И ВШИРЬ

23.02.2004
Андрей ПОДВИЦКИЙ

12 февраля образована новая структура правительства, утвержденная указом президента N66. Отныне нами будут управлять 25 министерств, 6 комитетов со статусом министерства и 8 государственных комитетов при Совмине. В дополнение к ним продолжат работать 8 государственных организаций, подчиненных Совету министров. Среди них 6 концернов, Белорусская железная дорога и Белкоопсоюз. Одним министерством стало больше: Комитет лесного хозяйства при Совмине получил более высокий статус. Министерство связи стало Министерством связи и информатизации. Государственный военно-промышленный комитет занял свое надлежащее место в структуре власти. Такой же статус получил Государственный комитет по науке и технологиям.

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ДОЖДЯ И БОМБЕЖКИ

Последние изменения в структуре правительства были проведены указами N516 от 24 сентября 2001г., N282 от 3 июня 2002г. и N56 от 3 февраля 2003г. Они касались незначительных поправок, связанных то с Национальной академией наук, то с формальным статусом других комитетов. Указ N66 возрождает добрую бюрократическую традицию увеличивать количество формальных структур. В 2001г. упразднили одно министерство и 19 госкомитетов и учреждений. Все эти годы шел процесс разрастания бюрократии вглубь. И вот - снова вширь.

На этот раз в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды создан департамент по геологии, разумеется, с правом юридического лица. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия создан департамент по мелиорации и водному хозяйству. Отношение властей к развитию малого и среднего бизнеса наглядно демонстрирует факт передачи территориальных органов предпринимательства Министерства экономики соответствующим облисполкомам и Минскому горисполкому.

Власти побоялись публично назвать численность и структуру занятости чиновников республиканских органов власти, описав ее в Приложении 1. На этом документе стоит гриф «ДСП», но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Поэтому вскоре мы сможем ознакомиться более подробно с рабочими местами, создаваемыми на деньги налогоплательщиков.

КОНЦЕРНЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ В МОДЕ

Центральные аппараты госорганов и организаций могут создавать структурные подразделения. Именно эти незаметные люди в никому не известных структурах часто вершат судьбы серьезных законопроектов и имеют серьезное влияние на процесс распределения бюджетных денег. Указ N66 закрепляет порочную практику коммерциализации государственных органов.

Концерны или государственные организации в этом смысле занимают уникальную позицию. С одной стороны, они имеют полный контроль над предприятиями, его образующими. С другой стороны, не несут никакой материальной ответственности за результаты хозяйственной и финансовой деятельности. К примеру, в состав «Белгоспищепрома» входят 9 предприятий, в т.ч. Минский завод шампанских вин, Минская кондитерская фабрика «Слодыч», Гродненская табачная фабрика и даже типография. Представьте, какими разносторонними должны быть менеджеры концерна, чтобы, как говорится в постановлении Минсельхозпрода о его создании, «увеличивать производство продукции пищевой промышленности, пользующейся спросом у населения».

В состав «Белнефтехима» входят 67 предприятий, среди которых выделяются «Беларуськалий», «Гродно-Азот» и «Нафтан». Согласно уставу этого концерна, он должен обеспечивать «потребности народного хозяйства и населения республики в нефти, нефтепродуктах, химической и нефтехимической продукции, повышение их качества и конкурентоспособности, создание условий для экономического развития и удовлетворения социальных нужд трудовых коллективов».

Таким образом, концерны остаются своеобразными смотрящими за государственными предприятиями. Задача окончательно лишить директоров предприятий инициативы решается через концерны. Этот слой бюрократической сети особенно вреден, потому что кровно не заинтересован ни в каких структурных преобразованиях и приватизации. Дело в том, что, согласно п. 5.3 указа, «расходы на содержание аппарата государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, финансируются за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении входящих в их состав организаций». Может показаться, что представители концернов будут создавать условия для прибыльной работы своих членов. Но они, пробивая льготы и дешевые кредиты, добиваясь списания долгов и таможенных преференций, просто контролируют ресурсные и финансовые потоки предприятий - и без права подписи.

Указ N66 принес хорошие новости для Национального центра интеллектуальной собственности, который подчиняется Государственному комитету по науке и технологиям. Отныне защита прав на объекты интеллектуальной собственности будет финансироваться «за счет взимаемых им пошлин и сборов». Так еще одна важная госструктура перешла на самофинансирование и самоокупаемость. К чему это может привести, можно судить по зданиям санстанций и других лицензирующих органов, которые уже давно пробили себе право не обременять бюджет, а тихо и спокойно брать деньги у клиентов.

СЛАБОСТЬ

Указ N66 можно было бы проигнорировать, если бы не целый ряд прямых и косвенных факторов, которые обусловили его принятие. Ни у кого не должно быть иллюзий относительно реального веса Совета министров в принятии важных экономических решений. Вместо наделения правительства реальными полномочиями, снятия дублирования функций разными структурами мы получаем возвышение военно-промышленного комплекса. Это нужно для зарабатывания денег. Не случайно расширение полномочий Министерства связи и информатизации. Данная структура является кляпом для независимого печатного, радио- и телевизионного слова на всех стадиях его производства и распределения. В стране, где львиная доля программного обеспечения, музыки, стиральных порошков, одежды явно далеки от оригиналов, коммерческая деятельность Национального центра интеллектуальной собственности может не только стать источником дохода для многих чиновников, но и создать благоприятный имидж в западном мире. Мол, смотрите, как Беларусь борется с пиратством.

Чиновники умело пересаживаются из кресла в кресло, неизменно получая зарплату за счет налогоплательщиков. Одними разговорами, пусть даже с высоких трибун, их не возьмешь. Поэтому указ N66 - это еще одна констатация капитуляции верховной власти перед разросшейся с коммунистических времен бюрократией. Утвержденная структура Совета министров и органов госуправления может «нарисовать» по заказу любой рост ВВП, но принести людям реальную пользу, защитить отечественный бизнес и создать конкурентоспособную экономику она не в состоянии.
Добавить комментарий
Проверочный код