Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (424) 23 февраля 2004 г. Экономика

НА ПОРОГЕ СВЕРШЕНИЙ

23.02.2004
Сергей ЖБАНОВ

На прошедшей неделе правительство не только вело тактические бои на газовом фронте с Россией, но и занималось вполне мирными делами. Среди которых есть вполне примечательные события.

Например, премьер-министр Сергей Сидорский встречался с лучшими представителями малого и среднего бизнеса. В ходе встречи Сидорский очень интересовался «предложениями о развитии предпринимательства и улучшении бизнес-климата в Беларуси». Проявленное третий раз за полгода внимание главы правительства к предпринимателям вполне объяснимо грандиозными задачами, поставленными перед экономикой Беларуси в 2004г.

В 2003г. более 60% промышленной продукции произведено не государственным, а частным сектором страны. Причем темпы прироста объемов производства были особенно высокие у СП и ИП, составив 16,2 и 28% соответственно. Это госпредприятия будут обеспечивать экономический рост в 2004г. за счет расширения преференций, а частникам приходится рассчитывать только на умелый менеджмент. И если не мешать, предприниматели смогут стать главным источником экономического роста, а значит, и выполнения прогнозных показателей, за которые правительство отвечает головой перед президентом.

Об этом же говорил на пресс-конференции в прошедшую пятницу другой член правительства - министр экономики Николай Зайченко. Но он делал ставку совсем на иные ресурсы роста. Его уверенность в выполнении экономических задач была основана на снижении темпов годовой инфляции до 14-18%.

В отличие от бывшего министра экономики Владимира Шимова, не видевшего большой беды в «канализированной эмиссии», Зайченко разглядел в низкой инфляции источник финансового оздоровления предприятий, позволяющий «снизить стоимость кредитных ресурсов для реального сектора к концу года до 17-20% с нынешних 30-35% годовых».

Продемонстрировав приятную, а главное, неизбежную метаморфозу экономических взглядов, Зайченко вспомнил и о таких типичных для белорусской экономической модели ресурсах роста, как «расширение преференций основным промышленным предприятиям», которые теперь оплачивает правительство с участием коммерческих банков. Тем самым дав понять, что все старые эмиссионные идеи преждевременно отправлять в архив - они еще поработают на благо Беларуси.

Был назван и третий ресурс роста в 2004г. - снижение налоговой нагрузки, который позволит накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в основной и оборотный капитал. По словам Зайченко, особое внимание будет обращено на «стимулирование сверхнормативного роста производства промышленных предприятий». С этой целью в 2004г. льготы по уплате ряда налогов при превышении плана производства сможет получить 61 предприятие. Кроме того, на особую помощь правительства может рассчитывать еще 101 предприятие, которые, по словам Зайченко, «будут находиться под мониторингом со стороны правительства с тем, чтобы эффективно и своевременно решать проблемы, с которым они сами совместно с отраслевыми министерствами справиться не смогут».

Министра ничуть не смутила новая цена на российский газ в $50, поскольку правительство просчитывало «возможные последствия» и пришло к выводу, «что если цена на газ в текущем году не превзойдет $50 за 1 тыс. куб. метров, все запланированные ориентиры экономического роста будут выполнены».

Выходит, зря президент волновался. Ведь худа без добра не бывает. Глядишь, и реформы в экономике пойдут быстрее. Заставил же поиск альтернативных источников финансирования экономики интенсифицировать процесс получения рейтингов белорусскими коммерческими банками.

На прошедшей неделе новостью на этом фронте порадовал «Белпромстройбанк», получивший рейтинг от международного агентства Fitch на уровне ССС. И пусть рейтинг предсказуемо невысок, в этом вина не банка, поскольку его уровень отражает «неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране», как отмечено в пресс-релизе. Что же касается самого банка, то рейтинг отражает «небольшой размер банка, высокую концентрацию его деятельности, средние результаты». На уровень присвоенного рейтинга положительно повлиял «достаточно хороший показатель капитализации», а снизил качество и гибкость капитала «очень высокий уровень основных средств на балансе банка». Но этот мелкий недостаток присущ большинству белорусских коммерческих банков.

Теперь правительству осталось пробить вопрос с рейтингом для страны в текущем году - и можно выходить на оперативный простор мировых финансовых ресурсов.
Добавить комментарий
Проверочный код