Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (422) 09 февраля 2004 г. Тема недели

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРУГУ

09.02.2004
Ольга МИКША

Беларусь располагает множеством ресурсов, привлекательных с точки зрения туризма, однако отдыхать внутри страны не стремятся ни сами белорусы, ни иностранцы. Главная проблема - не развита туристическая инфраструктура. Как решить ее, властям давно известно, но никаких реальных шагов в деле развития туризма государство не предпринимает. О внутренних резервах отрасли корреспондент «Белорусской газеты» беседует с председателем Белорусского союза туристических организаций (БСТО), гендиректором компании «Внешинтурист» Владимиром МАКОВСКИМ.

«СЕМЕРО - НА ТУРИЗМЕ И СОТНИ ЗАНИМАЮТСЯ СПОРТОМ»

- Бизнес-совещание с игроками туристического рынка действительно способно ускорить развитие туризма в Беларуси или руководителей туркомпаний вновь позвали просто для галочки?


- Я думаю, что присутствует и то и другое. Такое массовое мероприятие проводилось впервые. Впрочем, министр встречался с ведущими туроператорами и раньше, вскоре после вступления в должность, затем также время от времени уделял внимание туризму. Я уверен, что нельзя смешивать спорт и туризм: должного внимания не будет уделено либо одному, либо другому. Если сегодня сравнивать в рамках государства, что важнее: спорт или туризм? Конечно, спорт. Это политика, Олимпийские игры и чемпионаты мира, это престиж. Да и численное соотношение чиновников в министерстве, работающих на спорт и на туризм, неравнозначно. Семеро - на туризме и сотни занимаются спортом. В таком же соотношении уделяется внимание отраслям. И хотя даются поручения первому замминистра курировать туризм, это не работа, это нагрузка. Поэтому те вопросы, которые обсуждались на совещании, они не новы. Министр знает об этих проблемах с тех пор, как возглавил министерство. И до него годы и годы мы говорим об одном и том же. Все поддерживают эти идеи, но ничего не делают. Совершенно ничего!

- В прошлом году, когда Юрий Сиваков был назначен министром, «Белорусская газета» проводила опрос среди руководителей турфирм - удастся ли ему переломить пагубную ситуацию в туризме? Мнения разделились приблизительно поровну: одни сразу сказали, что не сможет, а другие все же выдали ему запас доверия…

- Я относился ко второй половине. И сейчас могу подтвердить свои слова. Мне импонирует этот человек - не потому, что он министр, а потому, что он человек военный. Он привык, что то, что он сказал, нужно сделать. Мне нравится, что он имеет определенный административный ресурс.

- А он еще есть?

- Он уменьшается, но еще есть. Безусловно, если человека приглашают на такие высокие должности, как министр внутренних дел, замглавы администрации, министр спорта, значит, с ним считается президент. И на его месте другой, возможно, не проводил бы даже таких совещаний. То, что он пытается делать, это хорошо, но у него не хватает полномочий. У чиновников так много других забот, что туризм по-прежнему остается на задворках. Это как хобби, которое, как мне кажется, чиновники считают барством - мол, в этой ситуации кто-то еще и выезжает? Все проблемы сводятся к тому, что давайте развивать въездной туризм, нам нужны иностранцы. А на деле получается, что в основном все выезжают, а к нам никто не едет.

- Странно, все всё знают, влияние у министра есть. Так чего не хватает - полномочий или желания заниматься туризмом?

- И того и другого. У него впереди Олимпиада, с него будут спрашивать за медали. Поэтому львиную долю своего времени он уделяет спорту. В министерстве до сих пор нет начальника управления по туризму - туда никто не хочет идти, потому что там невозможно ничего пробить, а спрашивать уже будут по полной программе. Мое глубочайшее убеждение в том, что сдвинуть проблему с места можно только двумя путями. Первый - чтобы туризм возглавил сам президент: это самое быстрое и легкое, тогда все будет сделано. Второе - более практичное: туризм должен заявить о себе экономически, чтобы на него обратили внимание чиновники Минэкономики, Минфина, Нацбанка и так далее. А после этого уже и погранвойска, и МИД, и таможня будут считаться. Государство обращает внимание на ту отрасль, которая приносит ему деньги.

«ЕСЛИ БЫ МЫ ПРИНОСИЛИ ХОТЯ БЫ $500 МЛН., ТОГДА С НАМИ БЫ СЧИТАЛИСЬ»

- Но ведь все знают, что в туризме огромный потенциал…


- Безусловно. Вы можете представить, что Литву в прошлом году посетило несколько миллионов туристов? Мы в десять раз больше, чем Литва, но к нам приехало только 60 тыс. Сегодня есть претензии, что в туризме идет неучтенный наличный оборот, используются оффшорные зоны, не показывают все доходы, следовательно, уменьшаются прибыль и налоги. Все это в какой-то мере имеет место. Но все поставлены в такие условия, что по-другому работать не могут. Они либо должны прекратить этим заниматься и торговать семечками на базаре, либо искать лазейки в законе. Все, что сегодня делается, делается законно.

- В Беларуси практически все туркомпании имеют лицензии оператора и агента, хотя теоретически оператор - это тот, кто создает продукт, а агент - тот, кто его продает. У нас снова национальные особенности?

- К сожалению, да. У нас все размыто, не определено, что может и должен оператор и, соответственно, агент. Поэтому у нас все имеют две лицензии - чтобы никто не сказал, что вмешиваешься на чужое поле. Но ведь это неправильно. Если ты туроператор, то должен нести другую налоговую и страховую ответственность за свой продукт. Ты должен иметь страховой фонд на $50 тыс., чтобы покрыть убытки, если не исполнил свои обязательства или разорился. Соответственно турагент должен продавать продукт туроператора как посредник.

Министр по налогам и сборам Сумар для сферы услуг - туристической, риэлтерской, медицинской: там, где ходят наличные деньги, - предложил ввести фиксированный налог. Как у индивидуальных предпринимателей: налог, а все, что сверху - ваше. БСТО это предложение поддержал и предложил, чтобы турагенты - а их у нас около 400 - платили по $5 тыс. в год, и 200 операторов платили бы по $12-15 тыс. налога. Мы считаем, что это посильные деньги. Надо исходить из того, сколько от турфирм собирается налога в казну и местные бюджеты, за исключением подоходного и соцстраха. Я уверен (у нас пока нет статистики за прошлый год), что эта цифра будет около $1 млн. Если мы введем фиксированный налог, сумма сборов должна быть, по крайней мере в два-четыре раза больше, чем теперь. Вот тогда государство перестанет говорить, что существует нелегальный оборот наличных денег, нас не будут проверять и казнить по поводу и без него. Мы рассчитались с государством, остальные деньги, извините, наши. Если я хорошо работаю, накопил какие-то средства, я готов инвестировать - деньги ради денег не нужны, на финансовом поле играть очень опасно сегодня. Значит, лучше вложить в какую-то инфраструктуру - транспорт, пункт быстрого питания, доля в гостинице, восстановить исторический объект. Но для этого нужны свободные деньги. С государства мы не возьмем, инвесторы не пойдут сюда никогда, потому что нет гарантий. И эта система мне ужасно понравилась, потому что тогда мы знали бы, ради чего работаем. Нас не касались бы поборы Госкомавиации, Проматомнадзора, на очистку рек и содержание дружин. А если не по силам платить налог как оператор - переходите в агенты.

- А функции турагента и туроператора можно разграничить только финансово-налоговой нагрузкой и суммой страхового фонда?

- Думаю, да. Сегодня среди маленьких турфирм идет откровенный демпинг. Им не надо платить за аренду - зарегистрированы на квартире, у них два-четыре десятка клиентов. Но когда этих клиентов помножить на 200 маленьких фирмочек, получается большой отряд. У них тур получается на $40 меньше, и в общем рынок перераспределяется в серую сферу, за которую нас потом «бьют».

- Если с рынка уйдут эти мелкие фирмы, у потребителя выбор сузится - либо покупать тур у приличной белорусской фирмы, но дорого, либо у приличной московской, но ощутимо дешевле.

- И сейчас много туристов едут в путешествие через Москву. Однако подорожание местных туров будет совсем небольшим - на сумму комиссии турагенту. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что на рынке уже сложилась определенная цена продукта. Поэтому агент будет получать в зависимости от направления тура минимум 70% от наценки туроператора. Единственное, в чем агенту будет тяжело - он будет получать эти деньги официально, по безналичному расчету, и платить с этих сумм единый налог. И все же я за налог - он позволяет четко знать: заплатил в год свои $3 или 5 тыс., остальное твое. И даже если фирмы будут по-прежнему «левачить» с Москвой, она все равно должна будет заработать на единый налог, минимальную зарплату и соцстрах по-белому. Вот тогда получится цивилизованный рынок. Хотя, видимо, непопулярно для подавляющего большинства турфирм, которые работают через российский рынок.

- Остается надеяться, что единый налог для турфирм, если он будет все же введен, будет в разумных пределах.

- Вы правы, я больше всего боюсь, что государство решит заработать на туризме не $4 млн. налогов, а все сто, и обложит агентов $20 тыс. в год, а операторов - $50 тыс. Простит, наверное, только государственным конторам, а частным компаниям придется платить. Вот поэтому БСТО первым выступает с инициативой, чтобы хотя бы заявить рамки посильного для нас налога.

- $1 млн. налогов с турфирм, которые собираются сегодня, для государства совсем небольшие деньги. Как вы считаете, сколько должен приносить туризм, чтобы с ним начали считаться как с серьезной отраслью хозяйства?

- Это недостижимое количество миллионов. Если бы мы приносили хотя бы $500 млн., тогда с нами бы считались. Но это неосуществимо - у нас нет инфраструктуры, чтобы рассчитывать на такой доход.
Добавить комментарий
Проверочный код