Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (422) 09 февраля 2004 г. События. Оценки

СОБРАНИЕ, КОТОРОГО НЕТ

09.02.2004
Виктор МАРТИНОВИЧ

Мало кто знает, что союзное государство России и Беларуси с декабря 2003г. живет фактически без собственного парламента. После думских выборов полномочия предыдущей российской депутации в парламентском собрании аннулировались, а часть людей, ее наполнявших, вообще перестала быть членами Госдумы.

В соответствии с законом «О статусе депутата Парламентского собрания Союза Беларуси и России», формирование ПС происходит из числа членов парламентов государств - участников Союза, входящих в состав депутации, делегируемой в ПС соответствующим парламентом на основании регламента. У Парламентского собрания есть много функций, но самой главной из них является принятие союзного бюджета. Очередная зимняя сессия ПС СБР, на которой предполагалось утвердить бюджет на 2004г., была запланирована на 20-е числа января. Однако Россия к этому времени просто не сформировала свой состав ПС. Сессию перенесли сначала на конец января, потом - на начало февраля. Теперь, поскольку российской депутации до сих пор нет, дата проведения зимней сессии вообще неизвестна.

Не исключено, руководство новой путинской Думы демонстрирует таким образом свое отношение к межгосударственному органу. Напомним, что Владимир Владимирович однажды весьма прохладно высказался о белорусской модели интеграции, одной из составляющих которой является дублирование структур российской власти многочисленными союзными институциями. Путин вспомнил тогда про ту страницу новой истории России, когда в начале 90-х в Москве одновременно действовали органы высшей власти СССР и РСФСР, что привело к частичной потере управляемости страной.

У Путина мало объективных причин рекомендовать своим людям в Думе ускорять создание ПС СБР. Эта структура появилась в апреле 1996г., в ту эпоху, когда белорусский законодательный орган еще был однопалатным, полностью избирался народом и назывался Верховным Советом. Основные документы, касающиеся Парламентского собрания, - соглашение, регламент и «Закон о статусе депутата» - были приняты до 1997г., когда Россией еще управлял Борис Ельцин. В декабре 2003г. для всех было очевидно, что новая Дума означает и новый союз, но мало кто мог поверить в то, что дойдет до саботирования сроков создания депутаций в ПС.

Впрочем, сам факт распределения советом Госдумы норм представительства партий в российской части собрания означает, что Кремль все-таки собирается поддерживать старую игру в как бы парламент. Другое дело, что характер этой игры кардинально поменяется. Теперь солировать в ней будет Россия, а не Беларусь. Это видно и по скандалу вокруг депутации, и по опубликованным квотам. Возможно, увидев их, потеряет всякое желание заниматься межгосударственным нормотворчеством уже белорусская сторона: из 24 российских мест в ПС 17 получила «Единая Россия», 3 - КПРФ и по 2 - блок «Родина» и ЛДПР.
Добавить комментарий
Проверочный код