Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№5 (422) 09 февраля 2004 г. События. Оценки

СОРВАЛОСЬ...

09.02.2004
Президентский помощник Валерий ЦЕПКАЛО - человек просвещённый, умеющий блеснуть своими знаниями в самых разных областях: от истории искусства до инноваций в тракторостроении. В очередной раз Валерий Вильямович блеснул 4 февраля, когда во время интервью газете «СБ» так ответил на вопрос о том, стала ли Беларусь за последние годы более знакома миру: «Несомненно. Мы сделали очень многое для того, чтобы нашу страну узнавали. И вот что любопытно: с одной стороны, у Беларуси уже есть сложившийся имидж, а с другой - в последнее время в «портрете» нашего государства появились новые модернистские штрихи. Недавно, например, газета «Уолл-стрит» опубликовала интервью с руководителем американской программистской фирмы, которая разрабатывает защитные системы для крупнейших банков. Он говорил о необходимости создания действительно прочного заслона, который не позволял бы студентам из Беларуси уводить деньги со счетов банка».

Наверное, когда Валерий Вильямович говорил про «модернистские штрихи» в «портрете» Беларуси, он имел в виду что-то другое. Потому что модернизм, в отличие от модерна, представляет собой совокупность разнородных течений в изобразительном искусстве, в число которых входят такие эстетически малоприятные направления, как, например, экспрессионизм. Своего рода иконой экспрессионизма является картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Человек с зеленым, искаженным гримасой ужаса лицом, обхватив голову руками, стоит на мосту и смотрит на зрителя, рождая в нем примерно то же ощущение, которое возникает от ознакомления с состоянием белорусского сельского хозяйства и инноваций в сфере тракторостроения. Или, может быть, под «модернистскими штрихами» Валерий Вильямович понимал изобразительные приемы еще одного направления модернизма -сюрреализма? Здесь мы с ним с готовностью соглашаемся: в последнее время сюрра в нашей жизни хватает с лихвой. Все-таки, хочется верить, президентский помощник имел в виду не «модернистские», а «модерновые» штрихи в международном имидже нашей синеокой республики.

Разницу между «модерном» и «модернизмом» мы решили выяснить в энциклопедии «Изобразительное искусство и фотография»: «Официальные похороны XIX века состоялись в августе 1914г. Первая мировая война резко разделила два мира: уходящий мир девятнадцатого столетия (...) и наступающий мир нашего века глобальных катастроф (...). В области искусства это был переход от модерна, последнего великого стиля, к модернизму, - неоднородному и пестрому конгломерату множества направлений. Модерн и модернизм порой путают или отождествляют, чего делать не стоит. Если модерн (вместе с символизмом) есть проявление неоромантизма в искусстве, то модернизм прежде всего ориентируется на формализм, решительно отходя от всякого реализма и становясь в некоторых своих течениях декларативно антиреалистическим и антиромантическим (...). С модернизмом связаны имена Василия Кандинского, Казимира Малевича, Игоря Стравинского, Всеволода Мейерхольда и Николая Бердяева».

Большая советская энциклопедия трактует модернизм как «главное направление буржуазного искусства эпохи упадка», течение, в котором «на место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлеченных из художественной культуры античности и Возрождения, - эстетика безобразия».
Добавить комментарий
Проверочный код