Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№5 (422) 09 февраля 2004 г. События. Оценки

СОРВАЛОСЬ...

09.02.2004
Президентский помощник Валерий ЦЕПКАЛО - человек просвещённый, умеющий блеснуть своими знаниями в самых разных областях: от истории искусства до инноваций в тракторостроении. В очередной раз Валерий Вильямович блеснул 4 февраля, когда во время интервью газете «СБ» так ответил на вопрос о том, стала ли Беларусь за последние годы более знакома миру: «Несомненно. Мы сделали очень многое для того, чтобы нашу страну узнавали. И вот что любопытно: с одной стороны, у Беларуси уже есть сложившийся имидж, а с другой - в последнее время в «портрете» нашего государства появились новые модернистские штрихи. Недавно, например, газета «Уолл-стрит» опубликовала интервью с руководителем американской программистской фирмы, которая разрабатывает защитные системы для крупнейших банков. Он говорил о необходимости создания действительно прочного заслона, который не позволял бы студентам из Беларуси уводить деньги со счетов банка».

Наверное, когда Валерий Вильямович говорил про «модернистские штрихи» в «портрете» Беларуси, он имел в виду что-то другое. Потому что модернизм, в отличие от модерна, представляет собой совокупность разнородных течений в изобразительном искусстве, в число которых входят такие эстетически малоприятные направления, как, например, экспрессионизм. Своего рода иконой экспрессионизма является картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Человек с зеленым, искаженным гримасой ужаса лицом, обхватив голову руками, стоит на мосту и смотрит на зрителя, рождая в нем примерно то же ощущение, которое возникает от ознакомления с состоянием белорусского сельского хозяйства и инноваций в сфере тракторостроения. Или, может быть, под «модернистскими штрихами» Валерий Вильямович понимал изобразительные приемы еще одного направления модернизма -сюрреализма? Здесь мы с ним с готовностью соглашаемся: в последнее время сюрра в нашей жизни хватает с лихвой. Все-таки, хочется верить, президентский помощник имел в виду не «модернистские», а «модерновые» штрихи в международном имидже нашей синеокой республики.

Разницу между «модерном» и «модернизмом» мы решили выяснить в энциклопедии «Изобразительное искусство и фотография»: «Официальные похороны XIX века состоялись в августе 1914г. Первая мировая война резко разделила два мира: уходящий мир девятнадцатого столетия (...) и наступающий мир нашего века глобальных катастроф (...). В области искусства это был переход от модерна, последнего великого стиля, к модернизму, - неоднородному и пестрому конгломерату множества направлений. Модерн и модернизм порой путают или отождествляют, чего делать не стоит. Если модерн (вместе с символизмом) есть проявление неоромантизма в искусстве, то модернизм прежде всего ориентируется на формализм, решительно отходя от всякого реализма и становясь в некоторых своих течениях декларативно антиреалистическим и антиромантическим (...). С модернизмом связаны имена Василия Кандинского, Казимира Малевича, Игоря Стравинского, Всеволода Мейерхольда и Николая Бердяева».

Большая советская энциклопедия трактует модернизм как «главное направление буржуазного искусства эпохи упадка», течение, в котором «на место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлеченных из художественной культуры античности и Возрождения, - эстетика безобразия».
Добавить комментарий
Проверочный код