Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (422) 09 февраля 2004 г. Радости жизни

ЕСТЬ МЕНЬШЕ НАДО… САЛА

09.02.2004
Марина ГУЛЯЕВА

В рамках прошедшей на минувшей неделе выставки «Неделя моды на здоровье» в общественном пресс-центре состоялся семинар «Отечественная пищевая промышленность - за здоровое питание». Присутствовавшие производители рассказывали о новых продуктах питания, обогащенных различными витаминами и добавками, и жаловались на их невостребованность покупателем. Побольше жирного и сладкого - по оценке специалистов Минздрава, таково пока основное требование белорусов к пище.

НАШИ ЗАВТРАКИ, ОБЕДЫ И УЖИНЫ

За последние десять лет приоритеты в потреблении продуктов питания только подчеркнули национальные традиции, которые на самом деле более чем какая другая статистика отражают уровень благосостояния. По данным Минстата, в среднем за месяц в третьем квартале минувшего года средняя белорусская семья на продукты питания тратила 150,8 тыс. рублей, что составляет почти половину потребительских расходов. Из них основная доля приходится на хлеб - 28.444 рублей, молоко и молочные продукты - 23.649. Весьма показателен, притом, что переработчики предлагают сегодня достаточно широкую палитру молочных продуктов, - большой спрос на молоко и сметану с максимальной жирностью. Выпущенный недавно Брестским молочным комбинатом «Молочный напиток» с жирностью всего 0,8% не понятен нашему потребителю.

Расходы на мясо и мясные изделия как будто бы велики - 46.366. Но, на самом деле, траты на мясо как таковое крайне незначительны. Говядины и телятины белорусская семья съедает в месяц всего на 1.943 рублей, свинины несколько больше, что подчеркивает любовь к жирному - почти на 8 тыс., или один килограмм в месяц. Остальная сумма приходится на колбасы (19.585), сало (2.000) и «другие мясные продукты» - очевидно, копыта, головы и кости.

…ПЛЮС ГЛОТОК ВОДОЧКИ

Аппетитно, в пузырьках жира, подрумянивается картошечка, нож безжалостно врезается в нежную белую мякоть сальца, вынутый из холодильника студень начинает слегка подтаивать, разнося восхитительный аромат чеснока, глоток водочки уже согрел долгожданным теплом (8.408 рублей в месяц)…

Медицина сухо характеризует это пиршество как «перекосы в питании» и перечисляет ряд многочисленных заболеваний, которыми они чреваты. Безуспешно - традиции не меняются. Более того, расходы на жирное и сладкое год от года растут, превышая траты на рыбу, овощи и фрукты. Если в 1995г. на хлеб в месяц расходовалось 12,2%, то сегодня - 18,9%, на картофель - 0,7%, сегодня - 1,3%, мясо - 16,9%, сегодня - 30,7%, сладкое занимало в потребительском бюджете 5,4%, сегодня 6,5%, или почти 10 тыс. в месяц.

Нельзя, конечно, сказать, что мы настолько консервативны в своих пристрастиях - судя по исследованиям Белорусского агентства маркетинговых исследований (БАМИ), в стране очень популярны чипсы, всевозможные сухарики, орешки, кукурузные палочки и крекеры. 36% опрошенных покупают чипсы не менее 1-2 раз в неделю, 20% - 3-4 раза в месяц, и только для 3% респондентов покупка чипсов является случайной - реже одного раза в месяц.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ

В конце прошлого года Солигорская птицефабрика первой в Беларуси начала выпускать то, что делается в Германии, Франции, Японии, США - практически во всем мире, - куриные яйца с селеном. В течение года фабрика изучала вопрос, разрабатывала технологический процесс, устанавливала контакты на поставку ирландского селена - и вот в ноябре прошлого года на прилавке появились яйца под бойким и где-то даже вызывающим, что не характерно для наших производителей названием, - «Молодецкие». Народ в магазинах, разумеется, по-всякому трактовал это определение, веселился от души, но покупал обычные яйца. Хотя одно «молодецкое» яйцо содержит 20% суточной нормы селена. Селена, благодаря которому снижается риск раковых заболеваний и который обладает массой других полезных для организма свойств. Недаром в США разработаны четыре госпрограммы по селену, и на реализацию каждой выделено по $250 млн.

Такие продукты, как солигорские яйца, в мире называют «продуктами функционального назначения». В мире они и стоят дороже в 2-3 раза обычных. Но «Молодецкие» яйца стоят всего на 20% дороже простых яиц, и несмотря на то, что фабрика с трудом покрывает затраты, больше цену не поднимают. «Фактически, - говорят на фабрике, - мы занимаемся оздоровлением населения за свой счет».

КАК В ШВЕЦИИ. НО В 8 РАЗ МЕНЬШЕ

Пытаясь бороться с «перекосами» в питании, в конце минувшего года Минздрав разработал рациональные нормы потребления питания и направил их в Совмин. До сегодняшнего дня в Беларуси действуют нормы, существовавшие еще при СССР. Чем новые нормы будут отличаться от прежних, корреспондент «Белорусской газеты» выясняла у заведующего отделом гигиены питания Республиканского научно-практического центра гигиены Василия ЦЫГАНКОВА.

- Почему было решено изменить нормы?

- Прежние нормы были разработаны едва ли не 30 лет назад. По мясу годовая норма составляла 70 кг, тогда как во всем мире - 40-50 кг. Мы же должны были доказать, что мы впереди планеты всей. Мол, у них негров бьют, зато мы мяса больше всех едим! Политика играла огромную роль. Когда мы провели исследования, оказалось, что у нас перекос в сторону жирного, сладкого, в сторону углеводов за счет картофеля и хлеба. Мало фруктов и очень мало рыбы. Вы знаете, сколько потребляет в год рыбы наш самый обеспеченный человек? Не более 7 кг. А нужно, как минимум, хотя бы 15 кг. В Швеции съедают рыбы до 45 кг в год.

- Но это традиции нашего питания…

- Ну и что? Традиции надо менять путем пропаганды, обучения со школьных лет. Объяснять, что рыба - это хорошо, что много жирного - это плохо. Но надо учитывать и то, что выпуск жирной продукции происходит, не потому что производители хотят делать именно так. Мы не очень богаты, а внедрение новых технологий стоит очень дорого.

- Исследования, которые недавно проводило БАМИ, показали большую популярность т.н. фасованных закусок - чипсов, орешков, сухариков. Как вы оцениваете моду на эти продукты?

- Никто не имеет право запрещать чипсы и рекламировать их. Если мы пойдем по пути запретов, то вернемся в старые времена цензуры - и что тогда получится? Надо чтобы потребитель был грамотным, и тогда он будет способен выбирать: чипсы или полноценный обед. Но если в семье нет традиции приготовления нормальной еды, если мама сама питается чашкой кофе и пакетиком чипсов, так что мы хотим от ребенка? Он будет есть чипсы и запивать их газированными напитками. Но надо понимать: от того, что вы съедите пакет чипсов, ничего не случится, но привычка не должна перерастать в традицию питания. В этих продуктах очень много соли и ароматизаторов. Хотя ароматизаторы идентичны натуральным, учитывая нашу не очень хорошую экологию, зачем организму еще и эти вещества. Если постоянно есть чипсы, сухарики, организм будет испытывать дефицит витаминов, микроэлементов.

- Как вы оцениваете качество белорусских продуктов?

- На мой взгляд, у нас очень хорошая молочная продукция, она становится все более разнообразной, качество растет. Но мне не нравятся наши сыры. Колбасы иногда черненькие лежат на прилавке - мне кажется, что не всегда их цена соответствует качеству, и некоторые колбасы не всегда соответствуют нормативным документам по поводу сальности, содержания мяса, часто бывают пересоленными. Мне пришлось недавно быть в Симферополе, там только своя продукция, а колбасы просто прекрасные. Но там несколько иная ситуация - все пищевые предприятия частные.
Добавить комментарий
Проверочный код