Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (422) 09 февраля 2004 г. Экономика

ЗАПАСАЙСЯ ЛЕКАРСТВАМИ

09.02.2004
Константин ФИРСОВ

До 1 марта заинтересованные компании должны подать все необходимые документы для получения новой лицензии на торговлю фармацевтическими препаратами. На сегодняшний день ни один импортер не получил новую лицензию. Представительства иностранных производителей лекарств растеряны и не могут заключать годовые контракты. Рынок лекарств в подвешенном состоянии.

ХИТРОСТИ

Новые требования к заявителям таковы, что из действующих сейчас более 200 поставщиков лекарственных препаратов на рынке может остаться в лучшем случае пара десятков. Худший для импортеров и потребителей сценарий, о котором говорят в кулуарах Минздрава и правительства, - оставить на фармацевтическом рынке 5-6 компаний-импортеров. Между тем импортеры фармацевтических препаратов находятся в весьма непростом положении - они до сих пор не знают, какой набор документов надо подавать для получения лицензии.

Суть в том, что на рассмотрении Конституционного суда находится дело о правомерности новых требований к получателям лицензий на оптовую и розничную торговлю лекарствами. Планируется, что заседание состоится 16 или 21 февраля. Срок подачи же заявок завершается 1 марта.

Конфликт белорусских органов, регулирующих работу рынка медпрепаратов, и импортеров заключается в следующем. По новым правилам директор фармацевтической компании должен иметь высшее фармацевтическое образование, т.е. быть провизором. Мало того, он обязан иметь первую или высшую категорию. Каждая фирма, торгующая медпрепаратами, должна иметь минимум трех провизоров. Минздрав и Центр экспертиз и испытаний здравоохранения уверяет, что такой порядок обеспечит защиту потребителей от поддельных лекарств и исключит шарлатанство на этом очень чувствительном рынке.

Как уверяют работающие на фармацевтическом рынке компании, очень трудно отыскать столь большое количество директоров, которые удовлетворяли бы представленным требованиям. Многие классные менеджеры, чтобы не закрыть бизнес, вынуждены будут искать «подставу», платить ей/ему приличную зарплату, что неизменно скажется на цене продаваемых лекарств. Так государство сознательно толкает бизнес на ухищрения.

МОЖЕТ, СРАЗУ В ЕС ВСТУПИТЬ?

Помимо новых требований к директору компании, ужесточаются нормы по хранению фармацевтических препаратов, требования к местам розничной продажи, оборудованию помещений и т.д. Поскольку количество оборудованных складов для хранения лекарств (определенный температурный режим, влажность) в стране ограничено и доступ к ним имеют преимущественно большие фирмы, проблемы с удовлетворением растущих аппетитов властей будут иметь в первую очередь малые предприятия. Они жалуются, что в погоне за созданием идеальных условий для хранения фармпрепаратов Минздрав и его структурные подразделения зашли слишком далеко. Эти потуги напоминают отношения Евросоюза со своими новыми членами в плане установления новых санитарно-эпидемиологических и экологических норм.

Если подходить к молокозаводам, мясокомбинатам, кафе и ресторанам в Польше, Литве или Эстонии с брюссельской высоты, то придется закрывать 80% малого бизнеса и отвлекать десятки миллионов долларов на доведение национальных стандартов до европейских. Понятно, что выполнять бюрократические рекомендации дорого и накладно. За все в конечном итоге должен заплатить потребитель. Но в ЕС бедные страны хотя бы могут потребовать дотаций на повышение санитарных стандартов. А кто заплатит тем сотням белорусских компаний, которые не в состоянии построить свой склад за несколько сотен тысяч долларов, не могут вложить в магазин десятки тысяч евро? Минздрав предлагает им вообще уйти с рынка.

При этом никто не потрудился проанализировать зависимость между существующим порядком работы и количеством претензий на качество лекарств от потребителей. Если правительство боится подделок, которые поступают из России, то причем тут компании, получившие лицензии и имеющие договора с поставщиками?

УБИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ ПО-БЕЛОРУССКИ

По большому счету, властям просто надоела конкуренция, которую частный сектор составляет для госпредприятий. Поэтому, как это было с нефтепродуктами, рыбой, газом, электроэнергией (право на проведение взаимозачетов), они решили оставить на рынке проверенный, абсолютно лояльный бизнес.

Во-первых, это передел рынка в пользу крупных компаний, которые сумеют еще лучше подготовиться к приватизации. Сегодня госаптеки постоянно жалуются на конкуренцию со стороны частных структур. Их голос услышан в Минздраве.

Во-вторых, это исключение потенциальных источников финансирования как для СМИ (реклама), так и для других негосударственных инициатив. Известно, что частные компании помогают и детям, и инвалидам, и даже чиновникам то лекарствами, то деньгами, то скидками на лечение. После 1 марта число доноров резко сократится.

В-третьих, это возможность получить лекарственную ренту за счет монопольного статуса. Можно ожидать, что фармпрепараты, которые предоставляются определенным группам населения Беларуси бесплатно, станут еще дороже. Помните цены на рынке сотовой связи, когда на нем работал один «Белсел», а потом «Велком»? Даже если монополизация рынка продлится 2-3 года, этого вполне хватит, чтобы т.н. политические предприниматели вырвались вперед и диктовали высокие цены. Они смогут прибрать к рукам лучшие складские помещения, распределить самые прибыльные розничные точки.

В-четвертых, за это время население Беларуси лишится возможности покупать многие фармацевтические препараты, которые сегодня ввозят на рынок малые предприятия, специализирующиеся на узком сегменте рынка. «Серые» поставки через Россию или другие страны станут гораздо дороже. Появится реальная угроза появления на рынке подделок, поскольку претензии к официальным импортерам предъявить будет нельзя.

СПРАВКА «БГ». Оборот лекарственного рынка Беларуси оценивается в $180-200 млн. Эксперты уверяют, что на внутреннем рынке продается меньше, чем завозится. Новым режимом лицензирования власти решили, куда уходит разница. Ответ экспертов - фармацевтические препараты продаются в Украину, Казахстан или Россию - их не устраивает. К тому же они гонятся за защитой внутреннего рынка, хотя защитных барьеров по тем препаратам, которые производятся у нас в стране, предостаточно. При новом порядке лицензирования легальный оборот рынка может сократиться как минимум на 20-30%. Уже сегодня в аптеках увеличилась дефектура лекарств (это когда люди обращаются в аптеки за определенными препаратами, а их в продаже нет). С апреля ситуация может стать еще серьезнее.
Добавить комментарий
Проверочный код