Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (422) 09 февраля 2004 г. Экономика

ИЗОБРАЗИ ПРИРОСТ - И РАССЛАБЬСЯ

09.02.2004
Ярослав РОМАНЧУК

Сергей Сидорский имеет прекрасный нюх. Бушуют «птичий грипп» и атипичная пневмония, косит людей насморк, а он, крепкий хозяйственник, вопреки всему чует, что надо начальству. Обещал закрутить гайки - закручивает. Говорил, что статистические показатели начнут лучше реагировать на правительство - начали. Вот только с топливно-энергетическими ресурсами не получилось. Но это вряд ли испортит отчет правительства перед главой государства по итогам развития экономики в 2003г.

ВУДУ ПО-БЕЛОРУССКИ

Чтобы замутить воду и скрыть это печальный факт, в Беларуси наступило время, когда статистика начала жить своей жизнью. Поэтому судить о победах или поражениях правительства по данным Минстата становится весьма проблематично. Если бы Минфин как минимум по два раза в год не менял плановые показатели бюджета, его цифрам также можно было бы верить. Если бы стандарты бухотчетности и основные экономические показатели значили бы то же самое, что и в ЕС, США, Польше или Литве, то за достижения правительства можно было бы порадоваться. А так выстроенные, как под линейку, показатели вызывают лишь горечь и оправданный скептицизм.

Годовой рост ВВП составил 6,8%. Тютелька в тютельку, как объем промышленного производства и сельского хозяйства. Валовой продукт за 2003г. составил 35,93 трлн. При среднем курсе 2.055 рублей за $1 получается, что ВВП на душу населения составил $17,48 млрд., или около $1.760 на душу населения. Ни одна международная организация о нас так хорошо не думает, как родное правительство. Внимательно изучив данные по динамике трех показателей (ВВП, промышленность, сельское хозяйство) в 27 переходных странах в 1992-2002гг, мы не нашли ни одного такого магического совпадения.

Таинственным выглядит рост объема сельскохозяйственного производства. В течение первой половины 2003г., когда Сидорский ходил в вице-премьерах и c приставкой «и.о.», аграрии заметно отставали от плановых показателей 6,5-7%. В первом квартале сельхозпроизводство увеличилось всего на 1,2%, за первое полугодие было минус 1,5%. В третьем квартале - рост на 6,1% и в четвертом - феноменальный прыжок на 23%. Это случилось после утверждения на должность нового премьера. Село вдруг встрепенулось и достигло точь-в-точь показателей роста ВВП и промышленности - 6,8%.

ПРОСТО ХОРОШЕЕ КИНО

Производство потребительских товаров выросло ровно на 7,3%, как того требовал уточненный годовой план. Чуть ли не с аптекарской точностью выполнен план по вводу в эксплуатацию жилых домов. При плане 2.500-3.000 тыс. кв. м общей площади введено 3.028 тыс. Галопирующими темпами выросли инвестиции в основной капитал. Оказывается, Беларусь пережила настоящий инвестиционный бум, который почему-то не был оценен неблагодарными гражданами, 80% которых все ждет каких-то перемен. При плане роста инвестиций на 12-13% они увеличились на 17,7%. Только вот почему-то по Минпрому вышло падение на 16%. А Минторг вообще добился роста в 2,2 раза.

Не могло не сказаться на розничной торговле пристальное внимание властей и их неистребимое желание задушить ее в объятиях проверок и лицензий. При уточненном плане 7,5% розничный товарооборот увеличился на 9,9%. Аналогичная ситуация по объему платных услуг. При плане роста на 9% он увеличился на 11,1%. На протяжении последних пяти лет эти показатели неизменно превышали план. В этом нет ничего удивительного, если на глазок оценивать оборот рынков, базаров и иных пока не до конца упорядоченных точек розничной торговли.

В который раз недооценили власти экспортный потенциал экономики. Сначала план на 2003г. был всего 5-5,5%. Затем уточнили до 18,9%. А в итоге за 11 месяцев получили 24,3%. Прыть импортеров была еще более непредсказуемой. При плане 6-7% и уточнении до 19,2% за январь - ноябрь получилось 26,7%.

Ни Нацбанк, ни Совмин не могли и мечтать о необыкновенно высоких темпах роста валютных поступлений на счета банков от экспорта товаров и услуг. Снижение инфляции до рекордно низкого для РБ уровня 25,4% сопровождалось ростом валютной выручки. По предприятиям Минпрома план был всего на 6%, в реальности получилось 63,3%. По «Белнефтехиму» при скромном плане 5% валютная выручка увеличилась на 36,3%.

Даже производительность труда, рассчитанная по ВВП, не выдержав напора «железного» премьера, покорно увеличилась на 8,5% при годовом плане 7-7,5%. Кстати, недополучение Минпромом существенной доли инвестиций позволило тем не менее увеличить производительность труда на 10,3% при плане почти в два раза ниже.

ВЫПОЛНИЛ ПОКАЗАТЕЛИ – РАСПРОЩАЛСЯ С ПРИБЫЛЬЮ

Не испортило общей картины и соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства. При уточненном плане 60% фактически было получено 59,4%. Опять постарался Минпром: при плане 97% индустриалисты устроили sale более интенсивный и вышли на 81%. Минсельхозпрод вообще основательно подчистил склады, имея на начало 2004г. всего 38,4% среднемесячного объема производства. Только «Беллегпром» подкачал. При плане 95% затоварился аж на 134,4%. Поэтому и требует сейчас введения тарифных и нетарифных барьеров, чтобы оградить белорусов от дешевой импортной одежды.

По рентабельности тоже неплохо получилось. При плане 12% за 11 месяцев сработали на 9,1%, по крайней мере, остановили падение. А по промышленности, опять же питаясь святым духом, а не инвестициями, получилось 11,9% при плане 12,5%. Подвел «Белместпром» с рентабельностью всего 1%. «Белбиофарм» также в аутсайдерах - 3,2%, но грядущее лицензирование, когда под ногами крупных госструктур не будут мешаться мелкие частники, наверняка доведет данный показатель до приличного уровня. Не получился трюк и с рентабельностью сельского хозяйства. Этот сектор за 11 месяцев получил убыток в объеме 6,1 млрд. рублей. 61,2% предприятий в назначенной правительством «точке роста» убыточны.

В общем, цифры слушаются. Вот только нестыковочка вышла. ВВП растет, рентабельность повышается, государственные инвестиции ласкают небеса. Даже по жизни влачащее жалкое существование село и то вымахало. А люди не богатеют - хоть плачь. Реальные доходы населения за 11 месяцев увеличились всего на 3,1%, а реальная зарплата - на 2,4%, что при существующей методике подсчета этих показателей равно статистической погрешности.

2003г. стал первым годом шока без терапии в жилищно-коммунальном хозяйстве. В нашей социально дезориентированной экономике, когда правительство регулирует все и вся, цены на услуги ЖКХ выросли на 51,9%. Ж/д и пригородный транспорт, которым пользуется простой электорат, также заметно вырос в цене - на 66,7%. Даже цены на платные услуги вроде бы бесплатного образования и здравоохранения увеличились более чем на 20%.

ВЕСЕЛЫЕ ФИНАНСЫ

Самое интересное творится с государственными финансами. В декабре 2003г. и январе 2004г. бюджет пересматривался четыре раза. Для этого президент подписал четыре указа, увеличив доходы на 10,4 млрд. рублей, а расходы - на 217,9 млрд. Дефицит бюджета вырос на 207,5 млрд., в т.ч. за счет кредитов Нацбанка - на 120,7 млрд. Источники из Минфина дают предварительную информацию о выполнении консолидированного бюджета в 2003г. по доходам на 99,2% от уточненного плана. А вот по расходам - только на 93,7%. Ситуация с республиканским бюджетом еще хуже. Он был исполнен по доходам на 97,3%, а по расходам - лишь на 90,8%. Главным бюджетным провалом 2003г. стало невыполнение плана по доходам от продажи государственного имущества и приватизации. Вместо запланированных 430 млрд. рублей получено всего 3,3 млрд.

Предприятия работали как одержимые, чтобы выполнить план по валовому выпуску продукции, но делали это себе и государству во вред. В итоге долги по платежам в бюджет увеличились за год на 14,4%, объем предоставленных налоговых кредитов - на 70,2%, сумма отсроченных платежей - в 3,2 раза. Объем просроченных предприятиями бюджетных кредитов увеличился за год на 13,6%. Общая сумма долгов перед бюджетом с учетом размера предоставленной отсрочки составила 720 млрд. рублей. Однако дефицит бюджета при этом составил всего лишь 1,3% ВВП. Если почти на 10% не выполнять расходную часть республиканского бюджета, всегда можно добиваться нужного результата. Минфин вошел в 2004г. с такими показателями. А ведь сейчас надо пересматривать принятый бюджет на этот год исходя из новых цен на газ и электроэнергию. Так что веселая фискальная политика правительства в 2003г. выйдет боком для реального сектора. Все меньше осталось отважных директоров госпредприятий, которые готовы рвать рубаху на груди за честь и финансовое благополучие родного завода. Дешевле и безопаснее «нарисовать» требуемые сверху цифры роста. В отличие от известного джингла «заплатил налоги - и спи спокойно», в белорусской экономике действует принцип «изобрази прирост - и расслабься».
Добавить комментарий
Проверочный код