Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (422) 09 февраля 2004 г. Экономика

СЕРГИЕВ ПОСАД

09.02.2004
Сергей ЖБАНОВ

Подведение Совмином итогов работы народного хозяйства республики за 2003г. на минувшей неделе доказало, что резервы административного ресурса в управлении еще не исчерпаны. Ресурс жил, жив и будет жить, пока государство будет владеть командными высотами в экономике. И сейчас становится понятно, что имел в виду президент, когда заявил, что «2004г. должен стать годом совершенствования стиля и методов государственного управления», внося кандидатуру Сергея Сидорского на утверждение в должности премьера.

Как бы ни роптали недоброжелатели, но благодаря умелому администрированию Сидорскому удалось за сравнительно короткий отрезок времени довести количество выполненных показателей до 14 из 16 возможных. Причем последний показатель - «снижение энергоемкости ВВП» - удалось загнать в число выполненных параметров буквально накануне заседания Совмина. Пришлось ли для этого вырубать свет в здании правительства - сказать трудно. К сожалению, калькуляция цены победы осталась за рамками отчета. Но урок мастер-класса администрирования преподан «вертикали» наглядный.

Трудно найти министра или его заместителя, оставшегося без выговора или замечания. Сотни руководителей предприятий привлечены к дисциплинарной ответственности. Сидорский подал аппарату ясный сигнал: резервы экономического роста валяются буквально под ногами. Надо просто уметь их своевременно подобрать и правильно представить премьеру. Неумелым и нерасторопным не место в главном экономическом штабе страны, которому предстоит сделать сказку былью за оставшиеся два года.

Прирост ВВП в 6,8% был обеспечен за счет увеличения производства во всех отраслях экономики, активизации инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Но уточненный показатель роста ВВП - 107% - оказался неподъемным для национальной экономики в 2003г.

Эксперты правительства объясняют недостаточный прирост ВВП сложным финансовым положением предприятий, обусловленным, в свою очередь, высоким уровнем издержек производства товаров и услуг. Основное место в структуре издержек занимают материальные затраты, и год, начавшийся с известий о повышении тарифов на газ, отопление и электроэнергию, пока не дает оснований для оптимизма.

В 2003г. правительство провело реструктуризацию задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. 2,7 тыс. организаций получили отсрочку погашения задолженности по налогам и сборам на сумму 187 млрд. рублей. Кроме того, предприятия освобождались от уплаты налоговых пошлин и таможенных платежей. Многим правительство оказывало помощь посредством налоговых кредитов, прямого финансирования и кредитования из средств республиканского бюджета. Объем предоставленных индивидуальных налоговых льгот в 2003г. превысил 1 трлн. рублей, или 2,8% ВВП.

Принятые правительством меры по финансовому оздоровлению позволили сократить число убыточных предприятий до 33,9% и не допустить дальнейшего снижения уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, т.е. ниже уровня аналогичного периода 2002г. - 9,1%. Но задолженность субъектов хозяйствования по платежам в бюджет это заметно не снизило. Более того, на 1 января 2004г. задолженность возросла по сравнению с началом 2003г. на 14%, составив 250 млрд. рублей.

Дефицит бюджета на начало 2004г. вырос до 484 млрд. рублей, или 1,3% ВВП. Расчет правительства на внешние источники финансирования дефицита бюджета не оправдался. Погашение внешней задолженности превысило привлечение средств на 120,4 млрд. рублей. Как всегда, выручил Нацбанк, направивший на его финансирование 311 млрд. рублей эмиссионных кредитов при общем размере денежной эмиссии Нацбанка в 689 млрд. рублей. В результате прирост рублевой денежной массы за 2003г. составил 71,1%, превысив более чем в два раза прогнозный параметр в 28-35%.

НИЩАЕМ…

Удерживать цены и, следовательно, инфляцию около максимального прогнозного уровня в 24% удавалось за счет снижения темпов девальвации белорусского рубля к доллару США (12,3%). Другим важным фактором, позволившим снизить влияние растущей денежной массы на ускорение темпов инфляции, стало поддержание положительной процентной ставки по срочным депозитам в национальной валюте.

Прирост депозитов проходил в темпе, почти равном темпу прироста денежной массы, - 71,5%. Эти деньги стали причиной двукратного роста объема выданных кредитов за 11 месяцев 2003г. - на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом 2002г. (на 14,4%) и способствовали как увеличению объемов производства, так и ликвидации задолженности по зарплате. Но не ее росту.

В 2003г. реальная зарплата увеличилась на 3% (7-8% по прогнозу), а среднемесячная зарплата составила 253,5 тыс. рублей. При этом цены на платные услуги выросли в 1,6 раза, а на жилищно-коммунальные услуги - в 2 раза. В результате покупательная способность зарплаты осталась на уровне 2002г., или 150,7% минимального потребительского бюджета (МПБ). Поэтому удивляться тому, что в 2003г. сократился чистый спрос населения на иностранную валюту - с $485,4 млн. до $151,6 млн. (на 68,8%) - не приходится. Нищаем.

Снижение реальной зарплаты по отношению к прошлому году было зафиксировано в системе Минсельхозпрода (2,5%), Минтранса (1,5%), Госкомавиации (4,8%), Белкоопсоюза (4%), концернов «Белгоспищепром» (3,5%), «Белместпром» (3,4%) и «Белбиофарм» (2,6%).

…ЗАТО ИНВЕСТИРУЕМ

Невыполнение прогнозных показателей по приросту реальных доходов и зарплаты - прямое следствие перевыполнения показателей по приросту инвестиций в 2003г. Вместо намеченных 12-13% инвестиции увеличились на 17%.

Причем собственные средства предприятий и организаций составили 55,8% объема инвестиций в основной капитал. Но в эту сумму были включены и кредиты, до сих пор относившиеся к категории заемных средств.

Инвестиции в основной капитал за счет средств иностранных кредитов и инвесторов в 2003г. снизились по сравнению с 2002г. на 1,8%, составив 4,5% от общего объема инвестиций в основной капитал. Инвестиционные проекты, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций, выполнены только на 89%, а программа правительства по привлечению иностранных инвестиций в 2003г., как и следовало ожидать, выполнена лишь на 90%.

ВА-БАНК

Особенность экономической программы правительства, намеченной на 2004г., состоит в том, чтобы впервые не только увеличить ВВП на небывалую величину - 10%, но и добиться при этом роста средней зарплаты в 1,5 раза в долларовом эквиваленте.

Чтобы достичь уровня прогнозных показателей по росту зарплаты, министр экономики Николай Зайченко считает, что прежде всего необходимо реализовать ряд мер содержательного и административного характера. В этих целях министерствам, ведомствам, концернам и облисполкомам будут устанавливаться помесячные задания по росту зарплаты. Аналогичные показатели будут доведены в ближайшее время до бюджетной сферы.

Но для воплощения в жизнь правительственных заданий кроме дисциплины необходимы соответствующие объемы финансирования. В 2003г. для выполнения и перевыполнения заданий по инвестиционному финансированию белорусским банкам пришлось только за 11 месяцев выделить реальному сектору экономики долгосрочных кредитов на сумму 1.086,5 млрд. рублей, т.е. увеличить их объем на 57%.

Реализация планов 2004г. потребует не просто сохранения достигнутых темпов, а еще большего увеличения суммы инвестиционных кредитов, наряду с обеспечением резко возрастающих объемов краткосрочного кредитования зарплаты предприятий. Для чего коммерческим банкам придется интенсифицировать процесс привлечения ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке, слабо поддающемся отечественному административному нажиму. Только это обстоятельство вносит в строгие планы белорусского правительства элемент рыночной стихии и неопределенности. Всё остальное - под беспощадным контролем Сергея Сидорского.
Добавить комментарий
Проверочный код