Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Газовый теплообменник. Проектирование, монтаж, надежно и в срок. Заходите
inductor.su
№3 (420) 26 января 2004 г. Тема недели

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ КАНДИДАТ

26.01.2004
Лев ЗЕВИН

Преобразования, начавшиеся в средней школе Беларуси, дошли, наконец, до самого верха системы образования. 22 января на пресс-конференции председатель Высшей аттестационной комиссии Анатолий Рубинов заявил о готовящейся реформе института аспирантуры. После того как замыслы руководства ГВАК будут воплощены в жизнь, чтобы стать аспирантом, нужно будет обязательно один год отходить в магистрах.

За 2003г. в Беларуси появилось рекордное количество кандидатов и докторов - 1.400 человек. Эту цифру руководитель Комитета по науке и технологиям Юрий Плескачевский на пресс-конференции 23 января прямо назвал «небывалой». Столь значительное пополнение в рядах ученых, однако, не было связано с тем, что в ушедшем году больше людей защитило диссертации. Просто долгое время перед этим ГВАК находился в нерабочем состоянии, с вакансиями в президиуме. В 2003г. вакансии были восполнены, заседания возобновились. Кстати, лишь 21 диссертация из 1.400 рассмотренных была отклонена. Докторами не стали 6, кандидатами - 15 человек.

Ситуацию с укомплектованностью научными кадрами Анатолий Рубинов охарактеризовал образно: «Голода особого нет». По его словам, в стране почти 18 тыс. человек имеют ученые степени кандидатов и докторов. А потому ребром ставится вопрос качества подготовки. Во многом именно решению этого вопроса должна способствовать задуманная реформа.

Впрочем, есть и еще одна причина, побудившая ГВАК задуматься об эффективности нынешней системы аспирантур. Дело в том, что лишь 5-7% лиц, заканчивающих эти заведения, способны после этого защититься. С учетом того, что среди этих 5-7% значительное число стажеров, которые были закреплены за кафедрами и проводили изыскания еще до поступления в аспирантуру, можно прийти к выводу, что «трех лет для подготовки аспирантов недостаточно». Срок обучения в аспирантуре предполагается увеличить на один год, а саму аспирантуру сделать двухступенчатой. Сдавая вступительные экзамены, будущий кандидат сначала попадет в магистратуру, где ему предложат выбрать тему, сдать все кандидатские минимумы и написать краткий аналитический обзор по направлению, которое он намерен исследовать. На все это отпускается год. Если учащийся справился, он получает статус аспиранта и три года на то, чтобы закончить диссертацию.

По словам Рубинова, этот подход позволит увеличить требования, предъявляемые к работам и аспирантам. «Кандидат наук - новая ступень образования, - заметил руководитель ГВАК. - В институте человек получает знания, в аспирантуре - учится рационально и системно их использовать».

Изменится и сам метод превращения выпускника в аспиранта. По мнению Рубинова, существующий подход приводит к бесконечному клонированию зачастую никем не востребованных специалистов в узких сферах. А потому «нужно переходить к программно-целевому принципу». С самого начала аспирант должен быть востребован, иметь планы по будущему трудоустройству в качестве кандидата. Одним из вариантов может быть работа в промышленности, ведь наше производство, оказывается, недостаточно обеспечено кадрами высокой квалификации. В Минске 1,5% кандидатов и докторов по отношению ко всем работающим, и в наукоемких предприятиях Минска всего 1,5% кандидатов и докторов. «На предприятии «Интеграл» 25 человек с научными степенями. Должно быть 250-300», - заявил Анатолий Рубинов. По мнению руководителя ГВАК, программно-целевой принцип позволит избежать низкой актуальности готовящихся исследований. «Сегодня наука не может расширяться без конца, она должна быть компактной, - пояснил Рубинов. - Мы не можем работать на весь мир, поднимать науку во всех направлениях. Мы скорее должны воспринимать их результаты».
Добавить комментарий
Проверочный код