Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (420) 26 января 2004 г. Экономика

ЕСЛИ ТЫ СОТРУДНИК АППАРАТА, ПОЛУЧИ НОРМАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ

26.01.2004
Сергей ЖБАНОВ

Весь 2004г. должен пройти под знаком ускорения роста зарплаты. На это указывает очередное совещание у президента, посвященное вопросам совершенствования оплаты труда госслужащих, которое состоялось 21 января.

Едва Владимир Путин успел провести заседание по борьбе с коррупцией, где потребовал поднять зарплату российских чиновников до уровня, избавляющего их от необходимости брать взятки, как стало известно, что и Александр Лукашенко не против роста зарплаты белорусских госслужащих.

Но если с мотивами решения российского президента все ясно, то экономические посылы и цели его белорусского коллеги - в полном тумане.

Лукашенко признает, что уже сегодня зарплата белорусских чиновников в 10-15 раз ниже, чем в России и на Украине, «хотя темпы развития Беларуси являются самыми высокими на постсоветском пространстве и это признано во всем мире». «Значит ли это, что мы должны подтягиваться до этого уровня?» - задается вопросом белорусский президент и делает вполне предсказуемый вывод: «Наверное, должны».

С логикой в этих рассуждениях все хорошо, но страдает изъянами отправная статистическая база президентских размышлений. Беларусь не является страной с самыми высокими темпами развития на постсоветском пространстве. И никогда не являлась. Например, за последние четыре года темпы роста ВВП Казахстана были выше 10%. В Беларуси таких темпов нет и не было. Беларусь даже не на втором месте, а скорее, аутсайдер этой гонки.

По данным статкомитета СНГ за 9 месяцев 2003г., самые высокие темпы роста ВВП в странах СНГ зарегистрированы в Армении - 15,2%. За ней следовали Азербайджан (10,5%) и Казахстан (9,2%). По остальным странам этот показатель увеличился: в Грузии - на 8,3%, Таджикистане - на 7,9%, России - на 6,7%, Украине и Молдове - на 6,5%, Беларуси - на 6%, Киргизии - на 5,1%. За весь 2003г. Россия обеспечила рост ВВП на 7%, Украина - на 8,5%, Беларусь - на 6,8%.

Если уж и говорить о пальме первенства нашей республики в темпах развития, то это утверждение президента справедливо только по отношению к ценам на потребительские товары. Однако с этих позиций в опережающем росте нуждается зарплата всех белорусских трудящихся, а не только госслужащих. С точки же зрения темпов прироста ВВП, у местных чиновников нет никаких оснований требовать равной с Россией или Украиной оплаты труда, не говоря уже о Казахстане или Армении.

В своих размышлениях Александр Лукашенко пришел к глубокому выводу, что «любой чиновник, являющийся частью народа, должен получать нормальную зарплату, которая не должна быть мизерной». Кто бы возражал? Осталось только уточнить термин «нормальная» - это сколько? Очевидно, не сегодняшние $150. Но и эта величина уже выше средней белорусской зарплаты за 2003г.

В свете представленных цифр становится совершенно непонятным смысл последних предложений правительства по оптимизации системы оплаты труда госслужащих. Их реализация не позволит зарплате госслужащего даже с надбавками и премиями выйти за пределы все того же среднего уровня по стране. С учетом заявления Лукашенко о необходимости совершенствования оплаты труда «в рамках утвержденных параметров прогнозных показателей» чиновник не сможет рассчитывать больше чем на $175, обещанных в 2004г. Но стоило ли ради этой мелочи собирать совещание у президента?

Лукашенко был вынужден признать, что до сих пор «нет конкретных результатов» в деле выработки оптимальной системы оплаты труда госслужащих. И хотя источник для повышения зарплаты уже определен - сокращение госаппарата, в остальном - полная неясность. Зачем повышать зарплату, если темпы ВВП у нас ниже большинства стран СНГ? К тому же любое сокращение штатов министерств означает автоматическое сокращение фонда зарплаты этих министерств и ведомств. Иначе придется нарушить советский принцип формирования ФЗП.

При средней зарплате современного белорусского чиновника в его неподкупности трудно не усомниться. Но есть ли желание у Лукашенко поднимать зарплату до уровня, избавляющего чиновника от соблазна мздоимства? Или желание есть, но нет возможности обеспечить хотя бы $1.000 зарплаты? На эти вопросы президентское совещание ответов не дало.

Ясно другое: если преследуется цель удержать чиновников от перехода в негосударственные структуры, то напрягаться ради этого не стоит. Несмотря на ничтожную зарплату, массового оттока чиновников в частный бизнес в стране пока не наблюдается. Их удерживает на госслужбе приятный ритм работы, хорошая пенсия в будущем и текущие возможности регулирования деятельности тех самых частников, у которых официальная зарплата ничуть не выше госслужащих. Просто Лукашенко решил найти лишний повод для материальной благодарности далеко не самой нуждающейся, но самой верной президенту части населения.
Добавить комментарий
Проверочный код