Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (418) 12 января 2004 г. Тема недели

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НА 2004 ГОД

12.01.2004
Отдел экономики

Белорусские и международные аналитики отвечают на вопросы "Белорусской газеты":

1. Получит ли Беларусь страновой инвестиционный рейтинг?

2. Запланированный правительством 10-процентный рост ВВП - миф или реальность?

3. В состоянии ли правительство выполнить план по доведению уровня зарплаты в бюджетной сфере до эквивалента $175 на конец года?

4. В какой валюте будет выгоднее хранить деньги на банковских депозитах: евро, долларах США, российских рублях, белорусских рублях?

5. Будут ли проданы российским компаниям гиганты индустрии, включая предприятия нефтехимии и «Белтрансгаз»?

Зузана БРИКСИОВА, глава представительства Международного валютного фонда

в РБ

1.
Беларусь увеличит шансы получить благоприятный кредитный рейтинг, если власти начнут более глубокие и быстрые реформы. Откровенно говоря, международные инвесторы ждут, по сути, тех же реформ, которые могли бы привести к заключению финансового договора с МВФ. Беларусь остается страной с самой высокой инфляцией в СНГ. Резервы Нацбанка чрезвычайно низки, и ход структурных реформ продолжает разочаровывать. В то время как бюджетный дефицит в качестве доли ВВП был относительно низким в прошлом году, он не отражает всех квазибюджетных расходов различных структур правительства. Все эти факторы снижают шансы Беларуси на получение благоприятного кредитного рейтинга.

2. По официальной статистике, экономика Беларуси на протяжении последних лет росла достаточно быстро, но темпы роста даже не приближались к 10%. Беларусь, как и любая другая страна, не может бесконечно «покупать» высокие темпы роста реального ВВП за счет высокой инфляции. В 2001-2002гг. только две страны СНГ имели более низкий рост ВВП, чем Беларусь, - Киргизия (из-за провала в добывающей отрасли) и Узбекистан (еще одна страна с высокой инфляцией). 10-процентный рост ВВП значительно выше, чем сегодняшние темпы роста Эстонии, Латвии и Литвы, которых называют «балтийскими тиграми». Темпы роста на год являются скорее целью, а не прогнозом, который необходим для выполнения социально-экономического плана развития до 2005г. Хорошо, если это произойдет. Но едва ли такое случится. По мнению ЕБРР, средние темпы роста ВВП в 2004г. в странах Центральной Европы и Балтии ожидаются на уровне 4%, в Южной и Восточной Европе и странах СНГ - около 5%. Так что реальный рост ВВП на 10% в Беларуси кажется неправдоподобным.

3. Беларусь должна отказаться от целевого показателя пятилетнего плана по росту зарплаты в долларах США. Рост зарплаты, не сопровождающийся ростом производительности труда, нереален и разрушителен для белорусской экономики. Такой рост создает инфляционное давление и еще больше увеличивает нагрузку на реальный сектор - половина предприятий, по официальной статистике, убыточна. Это подрывает способность правительства установить жесткие бюджетные ограничения на эти предприятия и удержать низкий дефицит бюджета. Увеличение зарплаты приведет лишь к дальнейшей потере роста конкурентоспособности белорусских товаров по сравнению с торговыми партнерами Беларуси, в т.ч. с Россией.

4. МВФ не высказывает свою точку зрения по этому вопросу. Мандат МВФ заключается в поддержке международного валютного сотрудничества, стабильности обменных курсов и упорядоченного валютного рынка во всех странах - членах нашей организации.

5. Это зависит от договоренностей между белорусским правительством и потенциальными покупателями. МВФ не будет вмешиваться в эти договоренности или комментировать отдельные сделки. В наших рекомендациях мы подчеркиваем важность макроэкономической стабильности, простых и прозрачных регуляторных норм для создания благоприятного делового климата. Один из аспектов хорошего делового климата - прозрачный и конкурентный приватизационный процесс. Мы убеждаем правительство предоставить возможность покупателям из всех стран участвовать в покупке этих фирм. Мы считаем, что в этом случае Беларусь получит лучшую цену своего имущества. Значит, больше денег может быть потрачено на образование, здравоохранение и социальную сферу. Хотела бы добавить, что нестабильная законодательная база в Беларуси была одним из основных препятствий для более динамичного развития частного сектора. «Золотая акция», которая может быть введена в любой компании, где государство владеет хотя бы одной акцией, является особым препятствием для привлечения иностранных инвестиций. Мы рекомендуем не принимать решение о расширении роли «золотой акции». По нашему мнению, рамки использования «золотой акции» должны быть резко сужены или она вообще должна быть ликвидирована.

Леонид ЗАИКО, директор центра «Стратегия»

1.
При амбициозных замыслах правительства увеличить ВВП на 10% и инвестиции на 20% страновой рейтинг просто необходим. Его надо было «заказать» независимым агентствам еще несколько лет назад. Причины отсутствия рейтинга - политические и бюрократические. Отношение к Беларуси на Западе последние годы не улучшалось, любой рейтинг будет крайне низким. По этой причине в этом году трудно ожидать улучшения общего экономического «имиджа». Может случиться и так, что полученный рейтинг будет крайне низким и вообще отпугнет инвесторов. С другой стороны, для получения рейтинга необходимо заплатить $150-200 тыс. (минимально), а результат окажется неприемлемым. По этой причине любой чиновник, ответственный за такие затраты, ответит своим креслом. Сия бюрократическая «деталь» может стать препятствием реальной деятельности в определении странового рейтинга Беларуси.

2. Это и миф, и реальность. Миф в том, что «выжимание» процентов роста едва ли улучшит положение предприятий, которые находятся в опасной финансовой зоне. Конечно, количественные изменения объемов выпуска и затрат будут расти. «Вертикаль» и директорат обязаны будут выдавливать цифры. Приписки не уменьшатся, и это надо учитывать. Более того, становится опасной для правительства и борьба против самих приписок. Реальная возможность получения 10-процентного прироста выпуска объемов продукции есть. Это - растущий рынок СНГ, России, известная динамика роста спроса на внутреннем рынке. Одним из результатов 2003г. были весьма высокие темпы прироста экспорта (24%), увеличение продаж на внутреннем рынке на 9%. Последний показатель, кстати, в 4-5 раз ниже реального увеличения зарплаты и доходов.

3. Экономика может «обеспечивать» и эту зарплату. Вопрос в том, что станет следствием такой накачки. В секторах нефтехимии, горно-химической промышленности показатели зарплаты в 2 раза выше прогнозируемых в 2004г. Уроки прошлых лет заключаются в том, что резкий рост доходов почти автоматически ведет к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового положения предприятий. С доходами дело обстоит таким образом, что в 2003г. правительство «проспало» этот индикатор. Да и как иначе, если к концу года зарплата увеличилась в реальном выражении всего на 1,9%. После этого объявляется «великий скачок», что было бы нормально при рациональной экономической политике.

4. Будем хранить в евро - будем финансировать (косвенно) европейскую экономику. Остальное - по аналогии. Любой экономист-государственник будет рекомендовать для сбережений свою национальную денежную единицу. Важно, чтобы эту точку зрения не только разделяли, но и реализовали правительство и «денежные власти». При этом не стоит забывать, что использование золота как средства сбережений является весьма эффективным. Это уже замечено не только теоретиками, но и практиками.

5. Пока это делать особого смысла нет. В самой России идет процесс идентификации «хорошего» и «нехорошего» бизнеса. Мы просто влезем в противоречивую ситуацию. Полагаю, что отдельные сделки могут иметь место, но президент будет очень тщательно продумывать каждый вариант. Другим это делать непозволительно. По этой причине «низовой» активности особенно и не будет. Зачем «высовываться» нашим лоббистам - они ждут своего часа. Да и собственную номенклатурную приватизацию мы постоянно откладываем. Остается только приватизация не основного, а оборотного капитала. Она с успехом продолжается.

Вадим ВОРОНИН, глава представительства Всемирного банка в РБ

1.
Технически это возможно, хотя, безусловно, с учетом подготовительного периода получение странового рейтинга может занять период свыше одного года. Низкий уровень долга страны является положительным фактором, однако сегментированность и непрозрачность финансовой системы, недостаточная защищенность прав собственности и другие проблемы создают потенциальные риски, которые сложно оценить и учесть возможному инвестору. Не обсуждая возможный уровень этого рейтинга, заинтересованность правительства в объективной и независимой оценке такого рода, а также взаимодействие в ходе разработки и обоснования рейтинга представляются весьма полезными, поскольку они стимулируют постановку и обсуждение многих ключевых проблем экономической политики и развития страны в целом.

2. Темп экономического роста в отдельно взятом году не может являться стратегической целью, главное - качество этого роста и его устойчивость. Нет ничего зазорного в постановке амбициозных целей, но они не должны достигаться любой ценой. Так, например, открытость экономики как важнейший стимул для повышения ее конкурентоспособности не должна приноситься в жертву директивным показателям. К сожалению, пока не наблюдается существенного прогресса по таким направлениям, как снижение налогового бремени, улучшение среды для развития отечественного бизнеса, реальные усилия по привлечению прямых зарубежных инвестиций. А ведь это те факторы, которые могли бы способствовать не только ускорению темпов экономического роста и обеспечению его устойчивости, но и закладывать основу для дальнейшего развития.

3. Всемирный банк и другие международные финансовые организации неоднократно высказывали свое негативное мнение по поводу политики установления целевых показателей по зарплате в долларовом эквиваленте и роста зарплаты вне связи с ростом производительности труда. Такая политика уже привела к ряду негативных последствий и ее продолжение не будет способствовать макроэкономической стабильности и конкурентоспособности белорусской экономики.

4. Если речь идет о наиболее выгодном и надежном размещении сбережений, то вопрос стоит более широко: следует ли хранить сбережения в банках, в ценных бумагах, вкладывать в недвижимость - выбор гораздо шире и сложнее, чем просто выбор валюты.

5. Речь должна идти о начале крупномасштабной приватизации с привлечением стратегических инвесторов (конечно же, не только российских) на открытой и конкурентной основе. Опыт и репутация международных институтов в подготовке и организации этого процесса могут быть небесполезными для страны. Надеюсь, мы будем свидетелями определенного прогресса в этой области уже в новом году, но прогнозировать его завершение «на конец отчетного периода» не берусь.

Иван ИВАНОВ, глава представительства Международной финансовой корпорации в РБ

1.
Мы приветствуем активность, с которой правительство взялось за улучшение странового рейтинга Беларуси. Как известно, он является результатом успешной экономической политики и стабильных госфинансов. Это оценка отражает доверие инвесторов в стране, а доверие, как известно, выстраивается годами. Если правительство в 2004г. ускорит экономические реформы и улучшит инвестиционный климат, у страны появится шанс получить инвестиционный рейтинг в будущем.

2. Это очень амбициозная задача, правительству будет непросто справится с ней. Мы ожидаем, что рост ВВП будет умеренным, как и в последние три года. Мы пока не видим источника для резкого роста ВВП.

3. Учитывая, что рост зарплаты в стране определяется не производительностью труда, а желанием правительства, то достичь отметки в $175 не так сложно. Но постепенное превращение белорусских предприятий из производственных единиц в социальные институты не способствует росту и стабильности экономики.

4. Скорее всего, 2004г. станет годом европейской валюты. Евро будет укреплять свои позиции в роли мировой резервной валюты. Если инвестор ищет стабильность, то выгоднее держать средства в евро. Если он ищет доходность и склонен идти на высокий риск, можно делать ставку на российский рубль.

5. Учитывая активность России и Беларуси на переговорах, можно ожидать, что в этом году мы будем свидетелями создания совместного предприятия с российским участием на базе активов «Белтрансгаза». Что касается предприятий нефтехимии, там вряд ли будет развитие процесса приватизации. Те же МТЗ и МАЗ в 2004г. останутся государственными.

Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета БГУ

1.
Маловероятно, по причине низкой активности белорусской стороны. Кроме того, это комплексная операция - параллельно нужно улучшать имидж белорусской экономической модели у международных организаций и влиятельных экономических журналов и газет типа Financial Times, Euromoney.

2. Реальность при двух условиях - сохранение прежней цены на газ и высокий спрос в Европе на нефтепродукты.

3. Пока повышение зарплаты происходит не за счет роста производительности, а за счет роста реального курса и уменьшения перекрестного субсидирования ЖКХ, транспорта и т.д. Поэтому рост зарплаты до $175 в значительной степени в руках Нацбанка и тех, кто повышает цены на жилье.

4. Выгоднее будет хранить в белорусских рублях, а также в евро. Я, как и в прошлом году, среди тех, кто верит в евро. Средневзвешенный мировой прогноз - $1,5 за евро на конец года.

5. Сомневаюсь. Возможно, будет найдено компромиссное решение по «Белтрансгазу».
Добавить комментарий
Проверочный код