Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (418) 12 января 2004 г. Тема недели

ПАСМУРНО, ВРЕМЕНАМИ ПОСАДКИ

12.01.2004
Ярослав РОМАНЧУК

В метеорологии прогнозы выдаются примерно так: «Вероятность того, что пойдет снег, 80%». Или: «Завтра после обеда будет гроза. Вероятность 60%». Похожую методику прогнозирования можно применить и к белорусской экономике. В стране рано или поздно начнутся рыночные реформы. Все знают, что ресурс административной системы не безграничен. Очевидно также, что методика подсчета макроэкономических показателей у нас сильно отличается от международной. Но каждый новый год всех неизменно мучает вопрос, когда же все это безобразие закончится. Причем каждый имеет в виду свое «безобразие». Поворожим и мы - на имеющихся цифрах Минстата, скорректированных на наблюдения за реальной экономикой и мнения руководителей предприятий.

С ВЕРОЯТНОСТЬЮ 99%

В 2004г. не начнется массовая приватизация и не будут проданы контрольные пакеты крупных предприятий нефтехимии и машиностроения. Нет сомнений, что не появится цивилизованный фондовый рынок. Не будет снижена инфляция до 10%. Не будет сбалансирован бюджет. Не надо мечтать о снижении налоговой нагрузки. Едва ли будет реализован принцип регистрации предприятий в одном окне. Не будут созданы равные условия хозяйствования для частных и госпредприятий. Беларусь не получит среднюю цену на российский газ меньше $45 за 1.000 куб. м. Белорусы не дождутся пенсионной реформы. Доля иностранного капитала в банковской системе не превысит 25%. Безработица не опустится ниже 3%. Внешний долг не превысит 10% ВВП. Сам валовой продукт не вырастет на 10%, а средняя зарплата по стране не составит $175. Колхозно-совхозное сельское хозяйство не станет рентабельным, а Интернет - доступным для многих средних школ и даже всех университетов.

Зато домашние хозяйства вынуждены будут тратить более 15% своего денежного дохода на жилищно-коммунальные услуги. Доля населения за чертой бедности сохранится выше уровня 30%.

Долги предприятий перед бюджетом вырастут и вместе с суммами налоговых кредитов превысят 500 млрд. рублей. Неплатежеспособных предприятий будет минимум 50%. Конкурентоспособность белорусских товаров в Европе и России снизится. Готовой продукции на складах скопится на сумму больше 1,5 трлн. рублей, а белорусское пиво будет дешевле российского и немецкого из-за высоких ввозных пошлин, квот и других нетарифных ограничений.

Динамичное развитие получит ВПК под крылом нового военно-промышленного комитета, а показатели республиканского бюджета будут пересмотрены не менее двух раз. 2004г. станет кошмаром для бухгалтеров и финансовых директоров, потому что адаптация к новому плану бухгалтерских счетов и первой части Налогового кодекса будет сопровождаться лавиной штрафов и «непоняток».

Количество недовольных жизнью и сторонников рыночной экономики (опять же каждый вкладывает в это понятие свое значение) станет больше. Нацбанк продолжит перетягивание канатов с Минфином и администрацией президента на предмет снижения ставки рефинансирования и цены кредитов. Совмин продолжит имитировать бурную деятельность по реформированию реального сектора. Минфин все чаще будет повторять фразу «денег нет», указывая на коммерческие банки как источник последней надежды. Те, в свою очередь, будут кивать на Нацбанк и выбивать через администрацию определенные льготы. Для управления делами президента и его коммерческих структур продолжится монотонное зарабатывание денег на крепко защищенных от конкуренции рынках.

2004г. станет годом матёрой, часто перезрелой бюрократии. Она, задыхаясь от вала противоречивых приказов и нормативных актов, будет все чаще их саботировать, защищая лишь свои личные интересы. Но предпринимателям, вопреки новому порядку лицензирования и косметическим изменениям в налогообложении, легче не станет. И только Таможенный комитет вместе с другими силовыми структурами будет четко выполнять план по конфискации грузов.

С ВЕРОЯТНОСТЬЮ 75%

Доля бартера во внешней торговле может сократиться до 2%, а во внутриреспубликанских расчетах - до 15%. Позиция России по переходу на денежные формы расчетов за топливно-энергетические ресурсы ужесточится, особенно по электроэнергии. Это приведет к осложнению сбыта на восточном рынке. Белорусским предприятиям, лишенным свободы действий и инициативы, останется лишь усилить давление на администрацию и Совмин и требовать очередной порции защитных барьеров от российских товаров.

Число убыточных предприятий будет находиться в пределах 35-40%, а сумма убытков заметно превысит 500 млрд. Рентабельность будет колебаться в пределах 7-9%, а в сельском хозяйстве - от минус 3 до 0. Несмотря на грозные приказы оплачивать текущие поставки газа и электроэнергии, внутренние долги все равно не опустятся ниже 3 трлн. Однако такая динамика не помешает отдельным гражданам открывать новые магазины, салоны и бутики, выкупать за бесценок «заброшенные» помещения в центре города и манипулировать балансами предприятий либо для выбивания различного рода льгот от государства, либо для подготовки к неизбежной приватизации.

В экономике, как известно, если один теряет, другой находит. Невозвращенные и списанные кредиты, безнадежная дебиторская задолженность далеко не всё это закапывается на бесхозных полях колхозов и объектах незавершенного строительства. Значительная их часть оседает на открытых для этой цели счетах в заграничных банках. Поэтому легализация этих денег в объектах недвижимости, которые и так были заработаны у нас в стране, правда, другими людьми, не нужна. Да и банкам, кроме как строить жилье, торговые центры и офисные помещения, трудно найти стабильно окупаемые проекты.

Трудно ожидать, что доля «плохих» кредитов будет меньше 10%. Особенно если банки попробуют перейти на международные стандарты отчетности. Нацбанку, вероятно, придется увеличить рублевую денежную массу на 35-40%. И надо будет постараться удержать инфляцию в рамках 20% при растущих требованиях «Беларусбанка», «Белпромстройбанка» и «Белагропромбанка» усилить их поддержку в виде увеличения уставных фондов. Что будет с этими банками, если Нацбанк перестанет давать им ресурсы, трудно вообразить.

ФИФТИ-ФИФТИ

В 2003г. никто не ожидал почти 25-процентного роста экспорта и импорта. В 2004г. рост будет заметно ниже, а при падении цен на нефть и неблагоприятном стечении обстоятельств (падение цен на основные позиции белорусского экспорта и рост цен на те товары, которые мы ввозим из-за рубежа, рост реального курса белорусского рубля по отношению к российскому и к доллару США) Беларуси трудно будет добиться даже 5-процентного роста оборота внешней торговли.

Ситуация может усугубиться, если Евросоюз введет торговые санкции или порекомендует своим фермерам (посредством финансовых стимулов) отказываться от калийных удобрений.

Не будут топтаться на месте и ждать решения Беларуси о начале приватизации российские производители телевизоров, грузовиков, холодильников и даже тракторов. Поэтому нашим предприятиям, работающим на этих рынках, легко не придется. В общем объеме белорусского экспорта Россия не дотянет до 50%, а доля стран ЕС будет медленно увеличиваться.

Проблемы с выполнением доходной части бюджета и отвлечение средств предприятий на повышение зарплаты приведут к сокращению инвестиций в основной капитал. Повторить 17-процентный рост прошедшего года будет крайне сложно. При хронически неблагоприятном инвестиционном климате не изменится и доля иностранных инвестиций в производство. Она едва ли превысит порог 1% от общего объема инвестиций в основной капитал. Собственно, так оно было в предыдущие годы.

НА ИГЛЕ

В 2004г. продолжатся нудные и напряженные переговоры с Россией по «Белтрансгазу», нефтехимическому комплексу и союзу (у каждой стороны он будет свой). Возможность перехода белорусского рубля в режим жесткой привязки к российскому остается, но она может быть скорректирована необходимостью более активного участия Нацбанка в обеспечении 10-процентного роста ВВП. Беларусь будет делать вид, что не против создания единого экономического пространства с Казахстаном, Украиной и Россией, а также имитировать выполнение рекомендаций четвертого раунда переговоров с ВТО, который состоялся в апреле 2003г. Надеяться на то, что правительство договорится с членами этой организации о гармонизации законов, которые регулируют помощь хозяйству, преждевременно.

2004г. не станет для Беларуси годом системных потрясений. Оптимизма у людей и предпринимателей будет явно меньше, но растущее разочарование едва ли выльется в массовые акции протеста. Скорее оно трансформируется в рост потребления алкогольных напитков и наркотиков. Водка уже давно стала психологическим убежищем рабочих и старшего поколения. Молодежь и «элитные» круги все чаще предпочитают наркотики. И эти тенденции не заслонит никакой рост ВВП.
Добавить комментарий
Проверочный код