Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (418) 12 января 2004 г. Тема недели

ВОПЛОЩЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

12.01.2004
Отдел политики

В конце 2002г. «Белорусская газета» (см. N51 от 30.12.2002) с участием трех известных независимых экспертов - Валерия Дашкевича, Леонида Заико, Гарегина Вардаваняна - попыталась спрогнозировать экономическое развитие страны, перспективы проведения приватизации и структурных реформ. Прошел год, и теперь можно оценить качество предсказаний, сделанных «Белорусской газетой» и независимыми экспертами.

Прогноз

1.
Большинство признанных международных экспертов склонялось к мысли, что 2003г. пройдет под знаком снижения цен на нефть.

Результат

1.
Этого не произошло. Более того, после успешного окончания американской военной операции в Ираке цены на нефть достигли максимальных значений - в $34 за баррель. Американский доллар начал стремительное падение, и к концу года соотношение евро/доллар составило 1,2558.

Прогноз

2.
Опираясь на международные прогнозы цен на нефть, наши независимые эксперты не верили в высокую динамику ВВП России и Беларуси: «Российская экономика в будущем году не покажет высоких темпов развития и заказы с ее стороны на белорусскую продукцию значительно не вырастут», считая, что «попытка же взять высоту в 6% прироста ВВП - только заявка на рекорд».

Результат

2.
Темпы прироста ВВП в России превзошли самые смелые ожидания более чем в два раза, составив ориентировочно 7-8%, а прирост белорусского ВВП ожидается никак не ниже 6,5%. Таким образом, негативное для белорусской экономики влияние роста цен на нефть было преодолено фактором роста российских заказов на белорусскую экспортную продукцию. Более того, премьер Сергей Сидорский настаивает на качественном характере достигнутого экономического роста, утверждая, что число убыточных предприятий сократилось за год с 41 до 30%, а весь прирост в промышленности был достигнут за счет производительности труда - 10-12%.

Прогноз

3.
«Отрицательное сальдо внешнеэкономического баланса Беларуси сохранится на уровне текущего года - $500-700 млн.».

Результат

3.
По результатам 10 месяцев т.г. отрицательное сальдо внешней торговли уже достигло $1.079,5 млн. К концу года этот показатель вполне может превзойти уровень в $1,3 млрд. В основе резкого увеличения отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси не только рост цен на нефть, но и продолжающееся снижение ценовой конкурентоспособности белорусской продукции из-за медленных темпов снижения ее себестоимости и завышенного к американскому доллару курса национальной валюты.

Прогноз

4.
На 2003г. правительством и Нацбанком впервые с 2000г. были намечены равные темпы инфляции и девальвации белорусского рубля к американскому доллару: 18-22% и 17,2-22,4%. Девальвация белорусского рубля к российскому прогнозировалась в темпах 4,9-9,6%. Такая валютная политика властей снижала шансы на увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса страны. Но гибкому использованию девальвации как инструмента управления внешнеторговым оборотом могло помешать намерение Нацбанка ввести на полгода раньше (с 1 июля 2003г.) намеченного срока (с 1 января 2004г.) жесткую привязку курса белорусского рубля к российскому.

Результат

4.
Фактически курс белорусского рубля снизился по отношению к американскому доллару на 12%, а к российскому рублю - более чем на 20%. Не выдержав прогнозные пропорции между инфляцией и девальвацией, правительство и Нацбанк, продолжали снижать экспортную маржу страны. И в этом смысле итог 2004г. с внешнеторговым сальдо можно считать вполне закономерным, но не самым плачевным. Если бы Беларусь ввела жесткую привязку с 1 июля 2003г., то белорусский рубль еще сильнее укрепился бы по отношению к американскому доллару, и последствия для национального экспорта оказались бы еще более разрушительными. Для жесткой привязки Беларусь созреет только после выравнивания темпов инфляции с Россией. И в этой связи новая дата (с 1 июля 2004г.) жесткой привязки вызывает те же самые опасения, что и в 2003г. Но благодаря допускаемой возможности 5% отклонений курса белорусского рубля от российского, такая «жесткая» привязка не будет сильно отличаться от сегодняшней «мягкой».

Прогноз

5.
«Республиканский бюджет постепенно приобретает характер черновых набросков плана будущих доходов» - эта тенденция, отмеченная «БГ», набирала силу в 2003г. Какой смысл серьезно относиться к бюджету страны, на 60% зависящей от внешнеторгового оборота с Россией? В этом смысле, а также с учетом привязки белорусской валюты к российскому рублю: «Экономическая самостоятельность (страны) носит бутафорский характер»; «Хотят белорусские власти того или нет, но суверенитет придется укреплять экономическими реформами и возвратом долгов, а не иллюзиями на тему газовой трубы и славянской дружбы». В ответ на усиливающиеся рыночные мотивы в межгосударственных отношениях белорусское правительство было намерено наконец-то добиться компенсации НДС, утрачиваемого страной в связи с его изъятием в стране происхождения. Но аппетит приходит, как известно, во время еды. Опираясь на это правило, «БГ» практически безошибочно предсказало потенциальную сумму финансовых претензий, предъявленных к России и оформленных в виде все тех же компенсаций. «Выпросили ведь новые члены Евросоюза дополнительные дотации для сельского хозяйства. А нам что мешает поторговаться и попросить $1,5 млрд. в качестве компенсации за отсутствующие иностранные инвестиции и на бюджетную дыру в $500 млн. ежегодно?». Итого $2 млрд.

Результат

5.
Формирование бюджета страны как закона определяется главным образом ценами на импортируемые энергоносители. Страстная публичная борьба президента за суверенитет страны привела к прямо противоположному результату - усилению топливно-энергетической зависимости Беларуси от поставок из России. В прошлом году топливно-энергетический баланс был сформирован и утвержден к 25 декабря. Причем цены не были окончательно определены только по коммерческим поставкам газа (это менее половины объема всего потребляемого газа). В 2004г. правительство сможет сформировать топливно-энергетический баланс страны не ранее февраля. Потребность в объемах поставляемого газа увеличилась на 2 млрд. куб. м, но цены до сих пор не определены на весь объем поставок. «Прогресс» очевиден. Бюджет превратился в «филькину грамоту», где не находит отражения огромная часть госрасходов, финансируемых из квазибюджетных источников. Творчески развивая идею компенсаций, белорусское правительство и Нацбанк окончательно определились с суммой ежегодных российских пожертвований в размере $2,1 млрд., причитающихся нам от России для покрытия бюджетного ущерба, якобы вызываемого заменой белорусского рубля на российский.

Прогноз

6.
Правительство планировало акционировать «Белтрансгаз», а также флагманы нефтехимии, продав неконтрольные пакеты акций этих предприятий иностранным инвесторам, что позволило бы говорить о начале масштабной приватизации в стране. В противовес официальным ожиданиям независимые эксперты не верили в начало масштабной приватизации в Беларуси. «Массовой приватизации в 2003г. ожидать рано. Во-первых, российский капитал еще не готов платить за них «живые» деньги, а белорусское законодательство не приспособлено формально отдавать их за долги. Во-вторых, будущий год пройдет под знаком многочисленных переговоров по формам ликвидации нашего суверенитета, а идти на это без привлекательной собственности белорусская сторона вряд ли захочет». Некоторые независимые эксперты, высказавшиеся на страницах «БГ», заглянули чуть дальше и тоже не ошиблись: «Между президентскими выборами в России и Беларуси есть определенный временной промежуток, в котором собственность может стать дополнительным объектом торга, возможно, с обновленной кремлевской командой. Поэтому ждать массовой приватизации ранее весны-лета 2004г. не стоит».

Результат

6.
Дальше факта акционирования правительство не продвинулось, не продав ни одной акции т.н. иностранным инвесторам. Учитывая, что под иностранцами, мечтающими приватизировать Беларусь, у нас подразумевают российских олигархов, «БГ» осмелилась связать перспективы белорусской приватизации с прогрессом в союзных отношениях. «Стоит Беларуси согласиться на единый эмиссионный центр в Москве (в обмен на дотации), как мы тут же перестанем связывать будущее нашей зарплаты с перспективами распродажи наиболее привлекательных объектов республиканской собственности или с ценами на российский газ». В связи с грандиозными планами белорусских властей по повышению реальных доходов населения и средней зарплаты в 2004г., данное условие по-прежнему остается актуальным. Что же касается собственно приватизационных планов, то в духе последних событий можно смело предположить: распродажа некоторой части акций за рубеж будет гибко сочетаться с национализацией более мелких, ранее приватизированных предприятий. Благодаря чему удовольствие от приватизации растягивается и население страны не утрачивает перспективы роста средней зарплаты сразу после продажи флагманов нефтегазовой индустрии, а будет иметь некоторый резерв для дальнейшего процветания, независимо от динамики ВВП.

Прогноз

7.
Надо отдать должное, все независимые эксперты не верили в возможность либеральных экономических реформ, обещанных правительством, ожидая от него просто нормальной экономической политики. Ее последствия просматривались уже в 2002г.: «Высвобождается рабочая сила и растет безработица, что для нас вообще внове, но так и должно быть при рационализации экономической политики предприятий. Повышаются коммунальные тарифы, растет стоимость проезда в общественном транспорте - снижается уровень субсидиарности общества. Это делает поведение людей более ответственным и рациональным. Раз выталкивают на улицу и поднимают стоимость жизни, то дайте возможность и заработать деньги».

Результат

7.
Либеральных реформ нет, как и нет и главы правительства, их обещавшего, - Геннадия Новицкого. Но это не помешало регулируемому росту безработицы, коммунальных тарифов, стоимости проезда в общественном транспорте, т.е. тем элементам рационализации экономической политики, которые были замечены экспертами как предвестники наступления второй фазы перемен, предполагающей наличие возможности не только потратить, но и заработать деньги. Поэтому, как ни крути, но что-нибудь продать из старых вещей властям придется. Как прозорливо заметил один из экспертов: «Вот и весь расклад на 2003г. и последующие годы».
Добавить комментарий
Проверочный код