Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№1 (418) 12 января 2004 г. Тема недели

ГОД «БОЛЬШОЙ ДЫРЫ»

12.01.2004
Ирина ЧЕРНЯВКА

Экс-руководитель миссии ОБСЕ в Минске Ханс-Георг Вик не склонен каждый реверанс белорусского правительства в сторону Европы воспринимать как позитивный сигнал о готовности к демократическим переменам. Более того, пошаговую стратегию, которой до сих пор следовал Евросоюз и которая воплотилась в концепции «новые соседи», в отношении Беларуси, России, Украины и Молдовы он считает тупиковой. А результат, к которому привела такая политика, в одной из последних статей в немецкой прессе Вик назвал «позором Европы». В эксклюзивном интервью корреспонденту «Белорусской газеты» Ханс-Георг ВИК рассказал о более категорической стратегии, предложенной им Евросоюзу.

- За год отношение Европы к процессу демократизации Беларуси выразительно изменилось. Достаточно сравнить активную кампанию за открытие офиса ОБСЕ в Минске прошлой зимой и то, как мандат офиса нынешней зимой был продлен по т.н. «процедуре молчания». У Европы иссяк интерес к Беларуси?

- В определенной степени вопрос Беларуси в минувшем году в Европе отошел на второй план. Во-первых, Европу сейчас больше интересуют собственные проблемы, нежели процессы демократизации стран постсоветского пространства. Расширение Европы сопровождается сложными вопросами конституционного устройства и грамотной интеграции новых членов. Во-вторых, проблемы Ирака, Афганистана плюс борьба с международным терроризмом стали доминирующей темой. Но было бы неправильно сказать, что Беларусь не важна для Европы. На самом деле сегодня здесь еще есть инициативы, которые демонстрируют интерес к демократизации этой страны.

Проблема Беларуси вновь стала актуальной буквально в последние недели ушедшего года - возник вопрос новых соседей расширенной Европы, нового уклада в этих странах. Процесс интеграции новых членов ЕС невозможен без принятия во внимание соседей. Но применявшаяся до сих пор стратегия двусторонних и многосторонних соглашений с правительством и руководством Беларуси не оправдала себя. Эти соглашения никогда не приводили к конкретным действиям со стороны Беларуси. И Евросоюз пока не определился с тем, как работать с Беларусью, которая скоро станет непосредственным соседом.

Беларусь для Европы - это большая дыра, большая проблема, которую до сих пор никто не думает решать. Это - тупик! Каждые две недели Европейский совет готовит отчет о том, что Лукашенко делает неправильно. Но возникает проблема применения этой информации! И с каждым отчетом становится все очевиднее, что работа идет поверхностно: где-то детей покурировали, с пожилыми людьми пообщались - никакого политического влияния. Конечно, все это тоже очень важно, но это никак не отражается на оздоровлении политической ситуации и решении политических проблем. Ожидая позитивного ответа от белорусского правительства, Европа теряет огромный кусок политического влияния на страну.

- Какую стратегию в отношении Беларуси изберет Европа на этот раз?

- В структурах Евросоюза наконец возникло понимание того, что диалог в Беларуси нужно вести не с правительством, а с гражданским обществом. Когда я руководил миссией ОБСЕ в Беларуси, мы пытались правительство и оппозицию привести к общему столу переговоров, чтобы реформы были либеральными и чтобы они подходили одной и другой стороне. В 1999г. Лукашенко подписал Стамбульские соглашения, в которых взял на себя обязательства диалога с оппозицией, обеспечения демократических выборов, свободы слова, прекращении давления на СМИ. Он все это подписал! ОБСЕ, решив, что подпись что-то значит, выделил деньги, все до последнего цента, на переговоры с оппозицией, на консультации с независимыми СМИ. (Бюджет КНГ и бюджеты ориентированных на эти цели фондов, доступ к которым открыла Европейская комиссия, в совокупности составили немногим меньше полутора миллиона долларов. Эти деньги прямо и косвенно были направлены на поддержку диалога между правительством Беларуси и оппозицией. - И.Ч.) И все европейские правительства были в курсе, не было никаких тайн! Единственной тайной было то, что бумаги подписывал также шеф белорусского КГБ, других тайн не было. И все это для того, чтобы в один прекрасный день господин Лукашенко назвал это вмешательством во внутренние дела Беларуси и провел выборы по собственному сценарию.

Это только один из множества примеров, которые показывают Совету Европы, что, к сожалению, с Лукашенко разговоры пусты, и здесь надо ставить точку. Диалог может быть только с гражданским обществом! Для Европы это новая стратегия.

- Какие инструменты для ее реализации вы видите?

- Первое и самое главное - это инструмент консультаций. В гражданском обществе Беларуси достаточно действенных сил и структур, с которыми можно работать. Главное - их соединить и настроить на свободный диалог друг с другом. Как только 20-30 умных голов соберутся вместе, такая коалиция будет иметь и силу, и общественное влияние. Я говорю о коалиции в общем смысле, не имея в виду какие-то конкретные политические образования. Люди уже готовы поддержать такое сотрудничество. Когда я начинал несколько лет назад в качестве руководителя миссии в Беларуси, люди вообще не могли понять, о чем я говорю, когда речь заходила о коалиции.

Второй шаг - подготовка одного, действительно единого кандидата на выборы 2006г. И третий - подготовка наблюдения за выборами, причем от начала до конца. Создание свободной коммуникационной системы.

- Однако вряд ли такую работу можно проделать свободно и легально.

- Это легально с точки зрения Парижа и Копенгагена, и это абсолютно так же легально, как работа ОБСЕ в наши времена.

- Это сложно объяснить официальному Минску, который будет депортировать иностранцев, реализующих эту стратегию.

- Легально или нелегально - это единственный выход, который есть у Европы. И это очевидно, если взглянуть на белорусские законы. Европе придется, она вынуждена, она обязана заниматься Беларусью, потому что это - ее новый сосед. Европа не может заключить никакого соглашения с Беларусью, поскольку там нет демократии. А демократия - это не следствие заключения контракта - это его предпосылка.

- Вы имеете в виду только организационную или также финансовую поддержку?

- Изменения проходят через голову, а не через деньги. Имеет смысл финансирование только реальных проектов. Проблема в том, что в Беларуси настолько плоха экономическая ситуация, что возникают случаи, когда люди получают деньги только за статус, тогда как этих денег нет, когда речь идет о реальной работе. Конечно, труд, например, наблюдателей, должен оплачиваться. Консультации необходимо проводить вне страны. Именно потому, что как только внутри страны что-то начинает организовываться - приходит прокуратура или налоговая инспекция и закрывает за финансирование оппозиции.

- Вы совершенно исключаете из этой стратегии политическое влияние европейских структур на белорусские власти?

- Не исключаю, работа здесь будет продолжаться. Во-первых, это работа европейских институтов через офис ОБСЕ. Второе, через соседние европейские страны путем заключения соответствующих соглашений. И третье - через влияние Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Даже учитывая, что белорусский парламент также представлен в ПА ОБСЕ, все резолюции в отношении Беларуси были очень критическими. Москва единственная показала свою неготовность высказывать критику в отношении Беларуси. Запад понимает, что у Москвы есть свое мнение и свои интересы. Но я не отношусь к тем, кто оправдывает такие действия. Считаю, что в демократии не может быть предпочтений, разделений по интересам... Я не согласен с теми, кто считает, что в отношении демократизации Беларуси надо разговаривать с Россией. Я считаю, что, если Европа имеет свое мнение, она должна доносить гражданскому обществу, не спрашивая мнения России.

- Вы говорите, что уже известны силы, через которые будет реализовываться эта стратегия в Беларуси. Назовите их.

- Эти силы мало изменились с 2000-2001гг. Это политические партии, общественные организации и те представители номенклатуры, которые, работая на этот режим, хотят перемен. Номенклатура - мощный инструмент. И это прекрасно осознает Лукашенко, несмотря на то, что он активно взращивает верных себе людей. Ведь не зря после выборов были отстранены от влияния Мясникович и Ермошин.

- Вы уже знаете людей из номенклатуры, которые готовы поддержать вас?

- Да. И эти люди готовы активно выступить в случае, если произойдет реальная консолидация демократических сил.

- Видите ли вы фигуру, которая смогла бы стать лидером и объединить эти силы вокруг себя?

- Пока нет. Но на данный момент я не оперирую людьми, мы намерены готовить структуры, которые однажды будут настолько сильны, что смогут влиять на правительство. Структуры, с которыми можно работать, есть, и мы с ними работаем.

- Насколько эта концепция оформлена в качестве официальных документов?

- С 1 января до 1 июля 2004г. она будет оформлена официальными документами. Пока это мое предложение, которое обсуждается и находит серьезную поддержку в различных структурах. Альтернативы ему нет. Европа знает, что именно я человек номер один в этом вопросе отношений с Беларусью. Не человек правительства, не член Еврокомиссии - я то абсолютно свободное лицо, которое знает, что происходит в Беларуси, знает, что должно происходить. Именно меня спрашивают, когда речь идет о Беларуси и об отношении с ней.

- Насколько сильны ваши оппоненты, и что они предлагают в качестве стратегии отношения Европы к Беларуси?

- Мои оппоненты говорят уже много лет: нельзя делать ставку на гражданское общество и оппозицию, потому что они очень слабы в Беларуси. Тогда я спрашиваю: значит, сильное правительство действует правильно? Они отвечают, конечно, нет! Тогда я спрашиваю: если вы считаете оппозицию слабой, а правительству не доверяете - с кем общаться?

СПРАВКА «БГ». Ханс-Георг Вик родился в 1928г. в Гамбурге. С 1945г. на дипломатической работе. Возглавлял канцелярии министров иностранных дел и обороны ФРГ, представлял интересы ФРГ в СССР, США, Иране, Индии. Был постоянным представителем ФРГ в НАТО и возглавлял германское разведывательное агентство. Член Совета германо-белорусского общества, консультирует МИД Германии в вопросах политики в отношении Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код