Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (418) 12 января 2004 г. События. Оценки

НЕ НАШЕ СЛОВО... РАСПРОДАЖА

12.01.2004
Марина ГУЛЯЕВА

Во всем мире в канун рождественских и новогодних праздников торговые предприятия переживают пик наибольшей активности. Белорусская торговля не исключение, однако в этом году торговые предприятия скорее подсчитывают убытки, чем прибыль.

В конце прошлого года Минэкономики сделало народу рождественский подарок. Согласно постановлению от 20 декабря, на 10% были снижены торговые надбавки на ряд основных продовольственных товаров: мука, крупы, макаронные изделия, мясо птицы, рыба, кондитерские изделия белорусского производства, минеральная вода и безалкогольные напитки белорусского производства, алкоголь, кофе и чай.

Несмотря на то, что более 80% белорусской торговли как бы считается частной, торговая надбавка жестко регулируется. Максимальная - 30%, минимальная - 10%. Именно из-за ее ограничения торговля не может позволить себе такую банальную вещь для Европы, как распродажи. Наоборот, сегодня представители крупнейших продовольственных универсамов склонны говорить об увеличении торговой наценки, поскольку ценовая политика в торговле привела к тому, что половина предприятий убыточна, оставшаяся балансирует на нулевой рентабельности.

А выиграл ли от этого покупатель? Уменьшение цен по некоторым позициям колебалось от 50 до 500-600 рублей. Но насколько оно могло быть более значительным, если бы торговля сама формировала свои наценки в течение года и накануне новогодних праздников могла действительно существенно снижать цены?

Вряд ли это может утешить белорусских работников торговли, но в России, где до последнего времени торговые наценки были свободными и даже на хлебобулочные изделия могли составлять 50% (в Беларуси - максимум 20%), сегодня обсуждается вопрос об их регулировании.

Традиционно основной всплеск покупательной активности происходил 30 и 31 декабря. Помимо стандартного новогоднего набора - шампанское, фрукты, торт - почему-то пользовались спросом крупы и пельмени. Очень хорошо продавались полуфабрикаты - очевидно, мода на домашнюю готовку постепенно проходит. В «Центральном» в последнюю неделю декабря в 5 раз выросла продажа кондитерских изделий, в 2 раза - мясных и колбасных, в 3 - овощей и фруктов. «Европейский» отмечает, что продажа водки после 20 декабря выросла в 3 раза, шампанского - в 4. Кстати, несмотря на традиционный рост продаж шампанского на Новый год, специалисты отмечают снижение потребительского интереса к этому напитку по причине довольно широкого предложения различных вин.

У нас по-прежнему любят дарить к Новому году женское белье, парфюмерные наборы, которые включают в себя предметы личной гигиены, не падает популярность телевизоров. Если за весь ноябрь в ГУМе было продано 57 «Горизонтов», то только за последнюю неделю декабря - 41. На 108 млн. рублей, или в 2 раза больше, продано женского белья. Парфюмерии - на 208 млн. рублей (ноябрь - 351,6 млн.). Холодильники продавались не так активно, одежда же, по словам специалистов, висела «мертвым грузом».
Добавить комментарий
Проверочный код