Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (418) 12 января 2004 г. События. Оценки

ДРАМА ТЕЛЕПРОГРАММЫ

12.01.2004
Янка ГРЫЛЬ

Давно замечено: самые настоящие рождественские чудеса, связанные с ТВ, случаются вовсе не в новогоднюю ночь, а неделей позже, когда телеснегурки, смыв грим, возвращаются в новостные студии, а усталые от похмелья санта-клаусы вновь усаживаются в начальственные кресла. На этот раз большой рождественский сюрприз телезрителям и телеканалам преподнесло УП «БелТА».

В декабре НГТРК Беларуси известила, что с 1 января 2004г. эксклюзивные права на распространение еженедельных программ передач в СМИ передаются Белорусскому телеграфному агентству. Напомним, что до этого счастливого момента газеты приобретали телепрограмму (основной пакет, программу спутникового ТВ и анонсы) у Института общественных связей по вполне сносным ценам и не грезили о лучших временах. Хотя причины уступки прав на программный пакет «БелТА» никак не комментировались, пресс-релиз уверял, что «Институт общественных связей… по-прежнему будет выступать основным партнером Белтелерадиокомпании в распространении информационных пакетов о деятельности компании среди республиканских и региональных СМИ».

Иной оборот стали принимать события, когда не заметившие смены информационного партнера издания получили первые весточки от «БелТА». Агентство порадовало потенциальных клиентов, внятно и недвусмысленно объяснив причину произошедших с правообладанием метаморфоз - «на основании решения коллегии администрации президента РБ (протокол N6 от 27.10.2003г.)». Далее шли неизбежные в любом подобном документе предупреждения об ответственности за попрание «эксклюзива». Цены в приложенном прайс-листе выглядели вполне приемлемыми: основной пакет (ОНТ, БТ, «Лад», СТВ, «Россия», НТВ и ТВЦ) в зависимости от тиража оценивался в 50-200 тыс. руб., программы прочих каналов - по 6 тыс. за каждую, пакеты НТВ+ и «Космос ТВ» - чуть больше 50 тыс. Просмотрев прайс-лист, редакторы газет от Бреста до Орши облегченно вздохнули, наивно решив, что смена собственника сильно ценовую политику не затронула.

Горькое похмелье наступило позже, когда на редакционные столы легла новая версия все того же прайс-листа «БелТА». Месячная стоимость основного пакета в считанные дни чудесным образом увеличилась до 5 млн. 37 тыс. руб. (включая НДС), т.е. в 25-100 раз, поскольку в последнем белтавском «ценнике» градация в зависимости от тиража отсутствует. Программы спутникового ТВ и анонсы подорожали в полтора-два раза. Некоторые нюансы случившегося прояснил «прощальный» пресс-релиз Института общественных связей: «По ряду известных причин, связанных с новыми условиями работы для прессы РБ по поставке программ белорусских и российских телеканалов, Институт общественных связей считает нецелесообразным вести дальнейшую работу в данном направлении».

Новые цены на телепрограмму одним махом перечеркивают шансы на существование многочисленных газет, для которых программа являлась едва ли не единственным содержанием (за исключением кроссвордов, анекдотов и рекламных объявлений). Они достаточно болезненно ударяют по всем негосударственным СМИ, зато оставляют государственным великолепный шанс добиться столь же эксклюзивных, как и цены, скидок и мгновенно повысить тиражи. Наконец, прайс-лист совершенно неподъемен для региональных изданий, которые первыми ощутят крепость ледяных объятий нового монополиста.

Среднестатистическая бабулька, активно поддерживающая политику государства, как правило, спрашивает в «Союзпечати» «что-нибудь с программкой и подешевле». Теперь ассортимент изданий, предлагаемых ей заботливым киоскером, будет серьезно отличаться от прежнего. Большое творческое «спасибо» УП «БелТА» помимо экономных пенсионерок могут сказать промодирекции всех телеканалов: отказ значительной части СМИ от телепрограммы рикошетом ударит и по ним - хотя бы на уровне частоты упоминания.

Наконец, есть подозрение, что предполагаемая прибыль самого монополиста существенно снизится: в Беларуси не так уж много газет, способных ежемесячно выкладывать $2 тыс. с лишним за точное время выхода в эфир «Наших новостей» или не наших «Вестей».

Впрочем, есть и оптимистическая версия развития событий: на очередной встрече главы государства с прессой спецкор какого-нибудь провинциального «Светлого шляха» в сердцах поднимет наболевший вопрос о стоимости ТВ-программы. И ни о чем не подозревавший президент, примерно отчитав виновных в прямом эфире, легким мановением руки тут же восстановит попранную справедливость.
Добавить комментарий
Проверочный код