Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (418) 12 января 2004 г. Радости жизни

ШИРОКО НЕОТКРЫТЫЙ ФОРМАТ

12.01.2004
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 1 [418] от 12.01.04 - Второй год подряд «Белорусская газета» представляет собственную версию хит-парада главных событий и персон прошедшего театрального года. Как и ожидалось, год сильно выделился из предшествующей череды серых и унылых сезонов, которые и ввели белорусский театр в состояние культурного анабиоза, замедлили его жизненные процессы донельзя и, по сути, свели все его задачи к одному инстинкту выживания. Более того, можно смело утверждать, что в прошлом году белорусский театр сам удивился (и даже испугался) собственной активности и наглости.

Впервые за очень много лет, несмотря на ухудшение бизнес-климата, повсеместное введение госидеологии, разгул контролирующих органов, белорусский театр отличился смелыми, самостоятельными и масштабными культурными проектами: фестивалем современного театра «Открытый формат», спектаклем «N13» Николая Пинигина, созданием Центра современной драматургии и режиссуры и др.

Вторая любопытная тенденция 2003г. - наметившаяся в отечественном театре смена поколений. Эта тема до последнего времени считалась запретной, настолько незыблемым казалось положение «мэтров», безраздельно правящих нашей культурой в течение многих десятилетий. Все, кто пытался как-то изменить ситуацию, подвергался жесточайшей обструкции. Наши корифеи так и не постарались вырастить себе достойных преемников. Однако в 2003г. новые имена громко зазвучали сразу во всех театральных профессиях. В драматургии: Карелин, Щутский, Любецкий, Русакевич, Шурпин. В режиссуре: Харланчук, Савченко, Щербань, Огородникова, Лашицкий. Появились яркие театральные актеры и художники. Стало возможным говорить о целом молодежном театральном фронте, который, правда, пока находится в глухой обороне.

Третья тенденция - идеологическая борьба внутри самого белорусского театра. Последние несколько десятилетий наше театральное искусство развивалось преимущественно по пути создания примитивных, но масштабных реалистических или романтических спектаклей - чаще всего на историческую, военную или деревенскую тематику. Достаточно вспомнить «Князя Витовта», «Чёрную панну Несвижа», «Вечер», «Рядовых» Дударева, «Саламею», «Тристана и Изольду» Ковалева и др. Однако появился целый слой театралов, которые переросли уровень примитивных патриотических моралите и сентиментальных, прилизанных мелодрам. Именно они и предложили белорусскому театру другое понимание искусства. Так возник ряд агрессивных, мощных и, главное, современных постановок. И поскольку любой намек на современность действует на наших традиционалистов, как красная тряпка на быка, все это повлекло яростные дискуссии. С удовлетворением констатируем: белорусский театр превращается в идеологически неоднородную и конфликтную среду.

И, наконец, тенденция последняя и самая настораживающая. Простой вопрос, кто должен управлять театром, получил в Беларуси специфическое толкование. Последние несколько тысяч лет считалось, что театр - организация творческая и соответственно управлять ею должны творческие работники. Однако белорусы доказали миру, что это заблуждение. Ведь с точки зрения отечественных управленцев, театр – это, прежде всего, госучреждение и субъект хозяйствования, где вся власть должна принадлежать директору. Именно усиление директорской «вертикали» в прошлом году стало заметно особенно сильно. Директора фактически подмяли под себя художественное руководство, что сразу отразилось на общем уровне театров. В Москве или Петербурге словосочетание «хороший театр» всегда означает, что у руля театра стоит мощная творческая личность, при которой существует директор. Это абсолютное и незыблемое правило.

Теперь - чем нам запомнился ушедший театральный год.

ДЕБЮТ ГОДА

1. Павел Харланчук
- режиссура (БГАИ, НАДТ им. Горького)

2. Маша Возба - актриса (ТЮЗ)

3. Николая Щутский - драматург (ТБД)

Выбор в этой номинации был довольно трудным. Однако ключевым дебютом можно назвать появление нового режиссера. Хотя Академия искусств ежегодно выбрасывает на биржу труда целые курсы молодых людей с квалификацией «режиссура драмы», режиссеров среди них встречается очень мало. Тем важнее сообщить тот факт, что в Беларуси появился молодой талантливый режиссер Павел Харланчук, слухи о котором стали циркулировать в театральной тусовке еще в конце позапрошлого года. После окончания Академии искусств Харланчук был приглашен поставить спектакль в Национальный театр им. Горького. Кроме того, многим запомнилась режиссерская миниатюра Харланчука в рамках проекта «Театр - ONLINE» фестиваля «Открытый формат».

Второе место в номинации отдано тринадцатилетней Маше Возба, которая в сложнейших условиях великолепно сыграла главную роль в спектакле «Поллианна» Театра юного зрителя.

Третье - молодому драматургу Николаю Щутскому, получившему премию Минкульта за пьесу «Колосники» на сцене Театра белорусской драматургии.

АКТРИСА ГОДА

1. Зоя Белохвостик
(НАДТ им. Я. Купалы)

2. Светлана Аникей (НАДТ им. Я. Купалы)

3. Маша Возба (ТЮЗ)

Зоя Белохвостик - одна из немногих актрис своего поколения, которая не боится участвовать в рискованных и продвинутых проектах, причем с таким мастерством и драйвом, что за ней не поспевают и многие гораздо более молодые коллеги.

Несомненно, будущее Купаловского театра во многом связано с талантом Светланы Аникей. В 2003г. благодаря безумной работоспособности ей удалось сыграть больше хороших ролей, чем любой другой театральной актрисе.

АКТЕР ГОДА

1. Ростислав Янковский
(НАДТ им. М. Горького)

2. Александр Молчанов (НАДТ им. Я. Купалы)

3. Сергей Журавель (Молодежный театр)

Легко быть талантливым и выдавать на-гора хорошие роли, когда ты молод и полон сил. А вот держать на себе огромный сложнейший спектакль, когда тебе уже давно за семьдесят, да еще легко переигрывать молодых партнеров - это настоящий подвиг. В прошлом году совершил его Ростислав Янковский.

Александр Молчанов считается одним из самых зрительски успешных молодых актеров. Ему уже прочат славу Виктора Манаева, нишу которого он, скорее всего, и займет со временем. Как и в случае с Манаевым, главным локомотивом в актерской карьере Молчанова стали спектакли Николая Пинигина.

Наличие среди наших номинантов Журавля является логичным следствием его умения оставаться прекрасным актером не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам.

РЕЖИССЕР ГОДА

1. Николай Пинигин
(Малый театр, Альфа-концерт)

2. Владимир Щербань (НАДТ им. Я.Купалы)

3. Александр Гарцуев (НАДТ им. Я.Купалы)

Как и в прошлом году, рейтинг «Белорусской газеты» среди режиссеров возглавляет Николай Пинигин. Удается ему это, видимо, потому, что он постоянно не живет в Беларуси, его менее всего волнуют проблемы госидеологии и местные культурологические «забабоны». Он - по всем законам современной войны - совершает краткосрочные набеги в Минск, ставит отличные спектакли и тут же возвращается на здоровую российскую театральную почву, чем и сберег хороший театральный вкус и нормальные представления о театральном искусстве.

Оба Купаловских режиссера отмечены за продвижение прогрессивного искусства в массы. Речь идет о спектаклях «Налу», поставленном Щербанем в Купаловском театре, и «Ночь Гельвера», который сделал Гарцуев в Академии искусств.

СКАНДАЛЫ ГОДА

1. Ситуация в Театре юного зрителя

2. Конфликт в Белорусском государственном молодежном театре

3. Госполитика в области регулирования гастрольной деятельности


Минувший год отмечен эскалацией конфликтов в двух минских театрах. В обоих случаях все началось с разногласий между художественным и административным руководством. В ТЮЗе главному режиссеру Андрею Андросику предложили перейти на унизительно жесткий контракт. Он, как мог, сопротивлялся прессингу. Не выдержал и умер. Тогда большинство труппы написало письмо, подписанное авторитетными режиссерами, драматургами, художниками, актерами из многих театров. В нем, кроме описания сути конфликта, содержалась просьба не назначать главным режиссером ТЮЗа Наталью Башеву. Минкульт поступил наоборот.

В Молодежном театре тоже ситуация любопытная. Президент поставил задачу, чтобы русский человек в Беларуси себя чувствовал лучше, чем дома. Кто-то понял это буквально. В результате из Нижнего Тагила приехал актер и стал директором одного из лучших минских театров. Затем из российской провинции он пригласил молодого человека по фамилии Малов без законченного режиссерского образования, который стал штатным режиссером Молодежного театра. Жены обоих - актрисы - получили главные роли. «Старожилов» театра - главного режиссера Виталия Котовицкого, режиссеров Виргинию Тарнаускайте, Марину Дудареву и многих актеров просто выжили из театра.

Государство же проявило особую изобретательность в создании адских условий для любой частной театрально-концертной инициативы. Речь идет о новых правилах проведения антрепризных и гастрольных спектаклей. Жертвами новых порядков уже стали «Вольная сцена» Мазынского и спектакли «Виртуозов сцены» Ушакова.

И, наконец, без комментариев.

СПЕКТАКЛЬ ГОДА

1. Р.Куни. «N13»
, режиссер Николай Пинигин (Малый театр)

2. Э.Портер. «Поллианна», режиссеры Андрей Андросик и Игорь Сидорчик (ТЮЗ)

3. Л.Герш. «Ах, эти свободные бабочки», режиссер Андрей Савченко (Белорусская государственная академия искусств)

СОБЫТИЕ ГОДА

Фестиваль современного театра «Открытый формат»
Добавить комментарий
Проверочный код