Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (418) 12 января 2004 г. Радости жизни

«БУМЕР», ДЖАЗ И ФЛИБУСТЬЕРЫ

12.01.2004
Максим ЖБАНКОВ

Начало января - время хмельное и благостное. Прокатчики, особо не утруждая себя, делают план на очередных «Детях шпионов», а видеорынок на пару недель впал в глубокую спячку. Самое время подвести итоги киногода-2003.

РЕАЛЬНЫЙ SHOW-TIME

Массовому зрителю глубоко чужды философские измышления и формальные изыски. Народ, не испорченный журналом «Искусство кино» и киноколонкой «Белорусской газеты», желает ярких зрелищ - и, как водится, получает свое. Приятно удивили фантастический японский мульт «Унесенные призраками» и монументальный опус Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» с великолепным Дэниэлом Дэй-Льюисом и абсолютно провальным Лео ДиКаприо.

Перенесенный на экран классический мюзикл «Чикаго» с хореографией Боба Фосса принес два часа чистого наслаждения всем, кто смотрел оригинальный вариант, так и не узнав, что Ричарда Гира на самом деле зовут Филя Киркоров.

Второй из фильмов о Гарри Поттере - «Гарри Поттер и тайная комната» - оказался явно сильнее первого и преуспел в превращении тихого отличника-очкарика в настоящего героя боевиков.

Но самым ярким открытием года стал абсолютно безбашенный авантюрный опус «Пираты Карибского моря: проклятие «Черной жемчужины», сумевший органично включить невероятного Джонни Деппа в ситуации, заимствованные наполовину из затрепанных детских книжек, наполовину - из «Диснейленда».

К числу самых больших разочарований следует отнести окончательную смерть гонконгского боевого кино. Вместо прежних виртуозных револьверных дуэлей меланхоличных полицейских и неистовых гангстеров на залитых дождем ночных улицах под звуки одинокого саксофона мы получили бессмысленный пиротехнический парад «Баллистики: Экс против Сивера», заурядного «Пуленепробиваемого» с некогда харизматичным Чоу Юн-Фатом да смехотворные ужимки и прыжки ребят из второй и третьей «Матриц». Летающие по небу в развевающихся разноцветных одеяниях персонажи «Героя» Чжан Имоу милы, но совершенно безлики. А с двух рук в прыжке переворотом теперь стреляет даже Лара Крофт.

О пачке сиквелов - «Ангелы Чарли-2», «Плохие парни-2», «Джиперс-Криперс-2» и т.п. - из сострадания умолчим. А «Властелин колец» и очередные «Матрицы»? Увы, только для преданных поклонников. Как и третий «Терминатор». Лучше бы он не возвращался…

ТАНЦЫ НА ГРАНИ ВЕСНЫ

Массовое кино делает деньги, умело разводя публику. Авторское - строит концепты, разводя критиков и умничающих модников. Забудьте про «властителей дум» и «философские глубины»! И то и другое - лишь разновидности популярной народной игры под названием Кино. Ни больше, но и ни меньше.

В этом сезоне безупречным вкусом порадовал биографический арт-проект Джули Тэйлор «Фрида» - поп-опера из жизни богемы со стрельбой, видеоартом и фейерверками. Как всегда профессионально сработал Франсуа Озон. Где прежний хулиган, мастер шока и эпатажа? Его новый фильм «Бассейн» хочется назвать дневными снами Агаты Кристи, элегантной вариацией на привычную тему о парадоксах творческого воображения. А юная Людивин Санье, блеснувшая еще в «8 женщинах», на наших глазах вырастает в подлинную звезду.

Братья Коэны привычно гоняют мяч на своей стороне поля. Их «Невыносимая жестокость» иронична, изящна, остроумна, забавна. Джордж Клуни хорош, Кэтрин Зета-Джонс прелестна. Чего же более? Столь же узнаваем Аки Каурисмяки с «Человеком без прошлого». Однако за его задумчивыми финскими парнями, обучающими оркестр Армии спасения правильно играть рок-н-ролл и приударяющими за бледными блондинками средних лет, наблюдать не в пример интереснее.

Поразил коллекционер человеческих патологий Дэвид Кроненберг. Его «Паук» - детальная анатомия душевного расстройства - одновременно пугает и притягивает. Исполнитель главной роли Ральф Файнс настолько хорош, что его последующее появление в убогой «Горничной с Манхэттена» выглядит совершенно убийственно.

Да, и здесь не обошлось без разочарований. Нашумевший «Догвилль» Ларса фон Триера стал шагом за грань кино, на территорию театра Эфроса и Брехта. Претенциозная притча о несовершенстве человеческой природы звучит на удивление старомодно и, по существу, закрывает дальнейшее движение в этом направлении. Триеровский пустой ангар, расчерченный мелом, создан для того, чтобы снова выйти прочь, на воздух.

Долгожданный четвертый фильм Квентина Тарантино «Убить Билла» лишь подтвердил давно известное: старина Квен умеет делать кино. Все по фирменному тарантиновскому рецепту: и эпизоды переставлены, и музычка та самая - «суперзвук 70-х», и Ума Турман с самурайским мечом, и вставной японский мульт. Только кажется, что свою революцию этот человек уже совершил лет восемь назад. И теперь просто поддерживает рабочую форму.

РУССКИЙ СЮЖЕТ

В прошлом году российское кино снова училось быть заказным, переходя на целевое госфинансирование. К счастью, это не помешало появлению ряда любопытных фильмов. Некоторые из них даже можно полюбить.

Трепетную, как душа Ренаты Литвиновой, мелодраму Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» легко обвинить в манерности, ложной многозначительности и сознательной имитации старого фильма с Татьяной Дорониной. Но абсолютно не хочется. Перед нами тот редкий случай, когда кино сделано с предельной искренностью и любовью. Ради этого фильма стоит забыть все, что вы когда-либо читали и слышали про госпожу Литвинову, - хорошее («суперзвезда модной Москвы») и плохое («бездарная кривляка»). Просто постарайтесь открыть свое сердце. Разумеется, при наличии такового.

Новое российское кино растет сразу в нескольких направлениях, нередко озадачивая своих поклонников. Егора Кончаловского успех его прошлогоднего «Антикиллера» понес на защиту конституционного порядка: в «Антикиллер-2. Антитеррор» обаятельный экс-мент Лис попадает на государеву службу и в компании патриотически настроенных урок вовсю «мочит» чеченских террористов.

Алексей Учитель в своей «Прогулке» играет в кино 60-х. Молодежь на широких улицах, треп ни о чем, внезапная страсть, случайные обиды и бурные объяснения… То ли «На последнем дыхании», то ли «Я шагаю по Москве». Смотреть легко. Фильм кончился - как и не было. Пузырьки от шампанского.

Блестящий дебютант Андрей Звягинцев сорвал овацию в Венеции своим «Возвращением» и показал, что не одними Пелевиным с Акуниным жив русский интеллигент. Странный фильм: то ли курс молодого бойца для подрастающего поколения, то ли христианская притча, то ли психологический опыт в духе позднего Тарковского. «Духовка» в чистом виде - глобальные вопросы, многозначительные паузы, споры на ветру, слезы под дождем. Нормальный фестивальный европродукт: еще одна история о загадочных русских на фоне дикой природы.

А вот другой дебют - «Бумера» - Петра Буслова вряд ли привлечет пугливых европейцев. Жесткая сага о потерянном поколении молодых мужиков в черных кожанах заставляет вспомнить старое американское кино о злых улицах и итальянские фильмы об уличных хулиганах. Честный фильм с удивительно естественными диалогами. На его фоне шустрое «молодежное» кино «Даже не думай!» выглядит детсадовским праздником с участием дискотеки «Авария».

НАШЕ - НАВСЕГДА

Как ни странно, в Беларуси тоже делают кино. В минувшем году мы увидели два по-своему замечательных фильма. Многострадальная «Анастасия Слуцкая» Юрия Елхова явила миру образцовую модель «белорусского блокбастера-2003»: смешной бюджет, банальный сюжет в стиле «Анжелики», тщательная зачистка от любых знаков исторической правды и пафосные призывы защищать «веру православную», пара десятков статистов в полосатых халатах, старательно изображающих «толпы супостатов». Полный дисбаланс исторической фактуры, идеологического госзадания и намерений авторов, создававших коммерческий продукт для российского рынка.

Абсолютно противоположный пример - «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко. Независимая продукция, сделанная на энтузиазме съемочной группы, яркий образец оригинального авторского подхода к одному из самых драматичных эпизодов истории Беларуси. Как ни странно, те же актеры, что и в «Анастасии», - Анатолий Кот, Светлана Зеленковская - работают здесь с гораздо большим эффектом, максимально раскрывая свой творческий потенциал. Если после «Анастасии» на вопрос «Так есть ли национальное кино?» хочется стыдливо промолчать, то после «Оккупации» такой вопрос звучит просто бестактно. Есть. Будет. И мы о нем еще не раз напишем.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ 2003Г.

Версия «Белорусской газеты»

1. Небо. Самолет. Девушка.

2. Унесенные призраками / Spirited Away

3. Куклы / The Dolls

4. Чикаго/ Chicago

5. Бассейн / Swimming Pool

6. Человек без прошлого / The Man Without Past

7. Паук / The Spider

8. Пираты Карибского моря / Pirates of the Carribean. The Curse of the Black Pearl

9. Бумер

10. Невыносимая жестокость / Intolerable Cruelty
Добавить комментарий
Проверочный код