Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№49 (416) 22 декабря 2003 г. Тема недели

ПЯТЫЙ

22.12.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Беларусь оставалась без премьера более пяти месяцев. За это время никаких чрезвычайных происшествий ни в исполнительной власти, ни в экономике не произошло: под завывание селекторных совещаний прошла уборочная и «Дажынкi», поднимались к небу плановые стройки, бурно развивалась внешняя торговля - в общем, ВВП спешил вырасти до прогнозного показателя, не подозревая, что над ним нет полноценного премьера.

Потери «бойца» - премьера Геннадия Новицкого - никто и не заметил. Сложившаяся в Беларуси структура исполнительной власти чем-то напоминает американскую (здесь мы, разумеется, не говорим о разделении властей и о системе сдержек и противовесов). Всем руководит администрация президента, которая является центром не только принятия решений, но и подготовки законопроектов и местом их окончательного согласования. Для полноценного управления страной ей абсолютно не нужен Совет министров.

В Беларуси правительство в его сегодняшнем виде осталось еще со времен Кебича, когда оно действительно было самой значимой властной структурой. Лукашенко решил не избавляться от нее. Но Совмину была уготована иная функция - служить мальчиком для битья и козлом отпущения одновременно. Рост цен, платная медицина и образование, сгнившая капуста и неубранное зерно, низкие зарплаты и затоваренные склады - за все это формальную ответственность несет правительство, а не президент. Наличие такого громоотвода народного недовольства и гнева - важный инструмент поддержания рейтинга. Поэтому периодические чистки в Совмине запрограммированы.

Пауза с назначением затянулась неприлично долго, но функцию громоотвода Лукашенко никак нельзя было терять. Каких только фигур не называли кандидатами на пост премьера: председатель Нацбанка Прокопович, руководитель Могилевской области Батура, вице-премьер Тютюнов, председатель КГК Тозик и, конечно, вице-премьер Семашко. Кулуарные дрязги создавали очень нездоровую атмосферу. Большие, взрослые дяди метали бисер, как будто речь шла о действительно значимой должности. Нервозность электризовала кабинеты власти. Росло количество компромата, который разные группировки чиновников готовили друг на друга. Раскол в среде номенклатуры - это самый плохой сценарий для Лукашенко, Сделав паузу, он также получил возможность убедиться, как ведут себя его подчиненные при большей, чем обычно, дозе неопределенности. Получив богатую пищу для размышлений, глава государства решил «подарить» себе и стране на Новый год премьер-министра, сняв напряжение и развеяв слухи.

Назначение пришлось кстати из-за целого вороха нерешаемых поблеем, в которые очень не хочет ввязываться сам Лукашенко: топливно-энергетические отношения с Россией, торговые дрязги в рамках «двойки» и «четверки», балансирование на грани кризиса более половины реального сектора и рост цен на ЖКУ. Нельзя сказать, что назначение прошло без сучка без задоринки. При утверждении в Палате представителей вопрос депутата Парфеновича о жилье Сидорского и его отношениях с законом вызвал интерес не только у депутатов, но и у президента.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ОН

То, что Лукашенко на этом посту опять понадобился человек без системных экономических знаний, подтверждает, что ни о каких глубоких реформах речи быть не может. Ему нужен, как точно было заявлено на представлении в ПП НС, начальник «главного экономического штаба страны».

Сидорский проявил понравившуюся главе государства жесткость в переговорах с Россией. То он заявил, что активы «Запад-Транснефтепродукта» принадлежат Беларуси, то отказался подписывать приоритетные направления развития ЕврАзЭС до 2006г., то жестко поставил вопрос перед Касьяновым о необходимости перехода на единые цены с Россией, прежде чем ввести в Беларуси российский рубль. Именно эта твердость и неуступчивость вкупе с показательным отсутствием политических амбиций сделала Сидорского лидером премьерской гонки.

При Сидорском можно прогнозировать рост антироссийской риторики, увеличение количества протекционистских мер, торпедирование переговоров по созданию Единого экономического пространства «четверкой» и игнорирование ЕврАзЭС. Как ни парадоксально, но от Сидорского можно ждать также более лояльного отношения к партнерам из Западной и Восточной Европы. Недавняя встреча с премьером Польши его окрылила. Одно дело - пикироваться на переговорах в московском Белом доме, другое - чувствовать себя равным в Европе. Нет, не быть, а пока именно чувствовать. Призывы Лукашенко нормализовать отношения с США и Европой опять же были адекватно восприняты Сидорским. Но прежде чем делать из него западника, надо бы сначала привить ему базовые западные ценности. Представители польского правительства долго не могли прийти в себя от вопроса, который им задал нынешний глава правительства Беларуси на недавней встрече: «А у вас частная собственность на землю есть?»

В пользу Сидорского сыграла также поддержка со стороны целого ряда мощных структур и людей. Во-первых, председатель КГК Тозик установил с Сидорским весьма продуктивные отношения, когда последний курировал главное контрольное ведомство страны. Во-вторых, позиции премьера поддерживают топ-фигуры из министерств промышленности и энергетики, которые стремятся создать прочный плацдарм для неизбежной приватизации с учетом своих интересов. «Красные» директора все чаще проявляют недовольство своим имущественным статусом. Им не нужны подачки в виде премиальных или почетных грамот. Они заявляют о своих претензиях на крупные пакеты акций госпредприятий, и Сидорский может стать их рупором в разговорах не столько с правительством, сколько с Лукашенко.

В-третьих, новый глава правительства гораздо чаще общается с банкирами и понимает их проблемы. Будучи первым вице-премьером, он отвечал за отношения с «Приорбанком», который, пожалуй, единственный из частных финансовых структур сумел завоевать достаточно прочные позиции на белорусском рынке. А контакты в ЕБРР при наличии политической воли могут быстро вывести Сидорского на новый уровень понимания проблем переходной экономики. В 2004г. ему придется защищать ликвидность банковской системы от требований льгот и субсидий со стороны Минсельхозпрода, Минстройархитектуры, машиностроительного и станкостроительного лобби.

Есть еще один аргумент в пользу Сидорского. Президенту на посту премьера нужен жесткий человек, который может потребовать полной мобилизации административного ресурса на проведение парламентских выборов и возможного референдума по третьему сроку. С другой стороны, если карта ляжет иначе, Лукашенко нужно будет думать о преемнике и жестких гарантиях. На данном этапе делать из Сидорского преемника никто, разумеется, не будет, но процесс селекции, как нам представляется, запущен.

ЕСТЬ ЛИ У НЕГО ПЛАН

Сидорский наверняка постарается вернуть Совмину былой статус (хотя бы до 1996г.), повысить его эффективность и позицию в иерархии принятия экономических решений. Судя по принятым Совмином планам и программам, внятного видения того, что надо делать, у Сидорского нет. Особого мнения по бюджетно-налоговой политике или приватизации он не высказывал. В защиту процедуры банкротства и реструктуризации убыточных предприятий не выступал. Мольбы реального сектора о снижении налоговой нагрузки слышал избирательно. В драку с аграрными лоббистами и олигополиями, контролирующими прибыльные потоки во внешней торговли, открыто не вступал. Он ни на шаг не отходил от сценария, в котором ему была уготована роль дублера. Сейчас ему поручили другую роль. С экономическими воззрениями зрелого марксиста с белорусской экономикой едва ли справишься, а вот выжать остатки административного ресурса и подготовить активы к сдаче в нужные руки можно.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код