Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№49 (416) 22 декабря 2003 г. Тема недели

СИДОРСКИЙ БОЛЬШЕ НЕ И.О.

22.12.2003
Виктор МАРТИНОВИЧ

19 декабря, после пятимесячного перерыва, в Беларуси вновь появился премьер-министр. Глава государства был настолько уверен в предложенной депутатам кандидатуре, что покинул Овальный зал, даже не дождавшись итогов голосования. Время, проведенное Сергеем Сидорским в статусе исполняющего обязанности, сыграло роль своеобразного рекомендательного письма для народных избранников. На этот раз депутаты не просили у будущего премьера программы действий и не предупреждали, что утверждение - аванс доверия, которое еще нужно оправдать.

… На представление главы правительства депутатам ПП НС обозревателю «Белорусской газеты» попасть не удалось: несмотря на вовремя отправленную аккредитационную заявку, пресс-служба президента закрыла доступ даже в пресс-центр палаты, где велась прямая радиотрансляция из Овального зала. Такого не было никогда. Вместе с группой журналистов других независимых газет выступление президента нам пришлось пережидать в фойе. Сразу после того как глава государства покинул Дом правительства, аккредитационные свидетельства снова стали действительны, а их обладатели восстановили право свободно перемещаться по правому крылу здания на пл. Независимости. Каких целей пытались добиться те, кто придумал этот запрет, непонятно - сами же депутаты охотно распространяли среди всех заинтересованных журналистов аудиозаписи выступления Лукашенко и речи премьера. В Овальном зале много тех, кто хочет читать адекватную информацию о своей деятельности, а не официальные отчеты, в которых все хорошее, что происходит в законодательном органе, трактуется как результат заботы президента о белорусском народе.

УСТАЛИ ЖДАТЬ

Анализируя то, как жила Беларусь с 10 июля, когда Геннадий Новицкий был отправлен в отставку с поста руководителя правительства, несложно прийти к выводу, что страна может запросто обходиться без премьера. Невозможно представить, что стало бы с российским фондовым рынком, если бы вместо затеянной когда-то Борисом Ельциным премьерской чехарды он вздумал бы оставить кресло премьера вакантным на полгода. Уже через пару месяцев в стране воцарилась бы такая анархия, что на том месте, где когда-то был фондовый рынок, торговали бы крадеными танками и угнанными в рабство депутатами Госдумы. А у нас ничего - прогнозные макроэкономические показатели успешно растут, урожай собрали, «Дажынкi» отгуляли. Кажется, концентрация президентской власти от Бреста до Полоцка столь велика, что стабильность в стране сохранилась бы, даже если бы все эти пять месяцев у нас не было не только премьера, но и правительства.

Объясняя пятимесячную паузу, президент сказал: «Когда ситуация подвешена, тогда видны прорехи и дыры в деятельности чиновников». Дальше подвешивать ситуацию становилось опасным - дыры и прорехи росли и становились заметными для невооруженного глаза. Элиты уставали от неопределенности и начинали думать о всякой ерунде. А в ситуации, когда и.о. в любой момент могли заменить, не было смысла строить долгосрочные планы.

Говорят, пятимесячное ожидание премьера обусловлено несвоевременной отставкой Новицкого, которую можно отнести к разряду самых причудливых управленческих решений Лукашенко. Президент, любящий кадровые сюрпризы, не захотел повторять ельцинскую тактику потешных премьеров, сменяемых через каждые два месяца. Сохрани он Новицкого, главу Совмина можно было бы красиво уволить зимой 2003г. или в марте 2004г., после того как результаты российских выборов продемонстрировали бы, какой именно руководитель правительства (читай - переговорщик по всем ключевым направлениям сотрудничества с Россией) нужен Беларуси. В нашей ситуации такой роскоши у Лукашенко не было, нужно было бить наверняка, без оглядки на возможность замены кабинета в обозримом будущем. Если бы выборы в российский парламент принесли менее однозначный результат, ждать нового премьера белорусам пришлось до марта. Поскольку итоги оказались очень конкретными, Лукашенко отдал распоряжение подружиться с Западом и решил сделать премьером Сидорского.

УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ

Из всего многообразия занятий, которыми отмечена биография Сидорского, окончательное влияние на решение президента оказал отнюдь не опыт хозяйственной деятельности нового премьера. И не те 20 лет, которые он провел на гомельском «Ратоне». Хотя Лукашенко убеждал депутатов, что остановился на Сидорском, поскольку тот «прошел трудовой путь от мастера цеха до генерального директора «Ратона», в данном случае важны только пять месяцев Сидорского в роли и.о., когда он зарекомендовал себя вполне жестким переговорщиком. Достаточно вспомнить скандал, когда в конце октября белорусская правительственная делегация едва не сорвала заседание межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Пятеро премьеров должны были подписать согласованные президентами дополнения к «Приоритетным направлениям развития ЕврАзЭС на 2003-2006гг.». Но, как сообщает российская пресса, «перед началом заседания Сергей Сидорский заявил, что не подпишет документ, пока российская сторона не гарантирует выплату компенсаций за введение российского рубля и не согласится на другие требования Минска в рамках договора о союзном государстве России и Беларуси. Погасить долг перед бюджетом сообщества Сидорский отказался». Даже если верить в белорусскую версию случившегося - демарш Сидорского обусловлен «сыростью» документа, все равно ни один из предшественников Сидорского столь рьяно не исполнял поручения главы государства по отстаиванию национальных интересов.

Исходя из того, что говорил президент, представляя премьера, похоже, что новый глава Совмина может войти в историю как премьер-оптимист. Лукашенко оставил за скобками переговорную функцию премьера, в очередной раз напомнив, что правительство - не что иное, как экономический штаб. Сидорский, по мнению Лукашенко, способен организовать успешную работу этого штаба. Степень успешности этой работы должна быть космически велика: от Сидорского потребовали обеспечить в 2004г. рост ВВП на 10%, инвестиций в основной капитал - на 20%, зарплаты - до уровня, эквивалентного $190. «Таких напряженных планов в истории страны еще не было», - просто отметил президент.
Добавить комментарий
Проверочный код