Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (416) 22 декабря 2003 г. Экономика

МИССИЯ ПРЕДУПРЕДИЛА

22.12.2003
Сергей ЖБАНОВ

На прошедшей неделе стали известны результаты работы специальной миссии Международного валютного фонда (МВФ), изучавшей деятельность банковской системы Беларуси. МВФ настойчиво рекомендует белорусским властям уменьшить вмешательство государства в деятельность банковской системы.

Своими советами МВФ замахнулся на самое святое - широкое присутствие государства во всех сферах экономической жизни страны. Преобладание госсобственности в банках республики явно не привело в восторг экспертов из МВФ. Более того, из заявления постоянного представителя МВФ в Беларуси Зузаны Бриксиовой можно сделать вывод, что клиенты банков не могут быть абсолютно спокойны, поскольку «обширное вмешательство государства и зависимость банков от поддержки и кредитов правительства делают уязвимой белорусскую банковскую систему для шоков». Заявление Бриксиовой последовало после завершения работы миссии МВФ в республике.

Техническая миссия департамента кредитно-денежных и финансовых систем МВФ по приглашению Нацбанка с 1 по 12 декабря анализировала систему банковского надзора и возможные варианты реструктуризации банковской системы.

В настоящее время в Беларуси действуют 30 банков с активами, по данным на 1 ноября 2003г., в 9,164 трлн. рублей, собственным капиталом в 1,677 трлн. рублей и совокупным уставным фондом в 928,1 млрд. рублей. Наша банковская система, как известно, призвана обслуживать флагманов реального и преимущественно госсектора экономики, поэтому в шести банках, уполномоченных обслуживать госпрограммы («Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белинвестбанк» и «Приорбанк»), сосредоточено почти 80% активов банковской системы.

Но именно это и не понравилось экспертам, отметивших высокий уровень концентрации капитала, неразвитость небанковских финансовых институтов и отсутствие равных условий хозяйствования для участников банковского рынка. Как следствие, зафиксированы слабость корпоративного управления и низкая рентабельность банков.

В стране, где президент дает устные указания Нацбанку о снижении кредитных ставок и величине банковской маржи, на другие выводы миссии рассчитывать было трудно. Масштаб льгот и несоблюдения нормативных требований дали основания для вывода миссии об общей нестабильности правовой системы, в которой работают белорусские банки.

Исходя из этого, миссия сочла нужным настоятельно рекомендовать «властям прекратить практику, когда банковской системе даются указания по стимулированию роста в определенном секторе посредством проведения квазибюджетных операций по субсидированным процентным ставкам и предоставления гарантий правительства, поскольку качество выделяемых таким образом кредитов может быть сомнительным». Но факты свидетельствуют об ином: за текущий год статистическая величина сомнительных и безнадежных кредитов в банковской системе республики снизилась до 5,3%.

Выяснить причину этого успеха экспертам миссии вряд ли удалось. Наверное, они не знакомы с термином «перекредитование», или реструктуризация задолженности в современной белорусской интерпретации. К тому же национальная практика отчетности очень далека от международных стандартов, что и затрудняет банкам оценку финансового состояния заемщиков. В конечном счете, миссии ничего не оставалось делать, как рекомендовать Нацбанку устранить оставшиеся расхождения между национальной практикой учета и международными стандартами.

Сделала ли миссия рекомендации по повышению рентабельности белорусской банковской системы и снижению размеров отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР), осталось неизвестным. Но отмеченный миссией высокий уровень квалификации сотрудников департамента банковского надзора Нацбанка в совокупности с высокими отчислениями в ФОР позволяют белорусской банковской системе благополучно переживать мелкие потрясения и не спешить с выполнением рекомендаций заезжих специалистов.

Хотя это уже второй случай за последнее время, когда иностранные специалисты рекомендуют нашим властям решительно сократить степень участия государства в хозяйственной жизни страны. Эксперты Всемирного банка, как и специалисты МВФ, пришли к похожему выводу: госрегулирование экономики не только снижает её эффективность, но и обходится очень дорого налогоплательщику. Но если эксперты миссии Всемирного банка отмечали обилие квазифискальных расходов, то миссия МВФ была сражена чрезмерным количеством квазибюджетных операций, осуществляемых белорусскими банками.

Из этого следует вывод: у нас в стране давно уже не просто экономика, а квазиунофантазия, соответствующая представлениям одного малоизвестного экономиста, оплачивать которые Запад явно не собирается.
Добавить комментарий
Проверочный код