Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (416) 22 декабря 2003 г. Арт

«ХАРЛИ» БЕЗ ДЭВИДСОНА, ЧТО МАЙКЛ БЕЗ ДЖЕКСОНА

22.12.2003
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Белорусская музыкальная сцена невелика. Событий у нас относительно мало, а потому любое более или менее стоящее неизменно попадает в центр внимания тех, кто интересуется отечественной музыкой. Реже - в центр всеобщего внимания. Причем проблема тут не только и не столько в артистах, сколько в денежных ресурсах и организации. Пока что вбухать кучу денег не видя (и не умея достигнуть) конкретной цели кроме абстрактной вывески «подъем национального престижа» может себе позволить только государство.

Показателем этого является то, что чаще всего победители всевозможных проводимых у нас конкурсов почему-то не попадают затем в число действительно популярных артистов - вы вряд ли вспомните отечественных звезд, рожденных за годы работы пафосным «Славянским базаром», - их просто не было. Вот мы и решили проверить, справедлива ли тенденция для других национальных конкурсов, отправившись на сольный концерт победителей недавнего «Золотого шлягера», белорусской группы «ВИА Харли», который 17 декабря проходил в клубе «Реактор».

Этот коллектив считается молодым, хоть существует уже не первый год. Всё во многом потому, что особых достижений до «Золотого шлягера» у ребят не было - только традиционные для белорусской группы немногочисленные клубные выступления. Что касается победы в конкурсе, то было ясно сразу, что для широкой публики она послужила лишь достаточным поводом отметить слегка небелорусское название коллектива где-то в подкорке как «знакомое» (на будущее).

Приход на концерт это обстоятельство спровоцировало лишь несколько десятков зрителей. Остальная аудитория - десяток журналистов, несколько представителей радио, солидные гости да потенциальные спонсоры. В общем, как и предполагалось, звездами у нас на следующее утро не просыпаются. Впрочем, нас гораздо больше интересовал вопрос, много ли шансов у коллектива дойти до этого статуса, скажем, через год, а потому главный интерес вызывало само выступление.

Ядром коллектива являются Евгений Чалышев и Карен Карапетян. Первый - хороший, но малоизвестный вне данной группы вокалист и автор песен. Второй - популярный сессионный скрипач, работавший с Kriwi, «Александра и Константин», «Саванна» и другими. Остальной состав достаточно подвижен - на этот раз бас-гитарист Дмитрий Войтюшкевич, гитарист Apple Tea и барабанщик оркестра Финберга. Надо сказать, что дуэт лидеров этим профессионалам в музыкальном плане в должной степени соответствует.

Музыкальные амбиции «Харли» лучше всего, наверное, обрисовать словосочетанием умный ретро-поп-рок с фолк-колоритом. «Народный» контекст задают белорусскоязычные тексты, вместе с музыкой зачастую стилизованные под современный фолк. Не последнюю роль играет и упоминавшаяся скрипка Карена Карапетяна. Ретро-поп-рок - это не что иное, как ВИА (не так давно музыканты добавили эту приставку к своему названию). «Умный» - потому что ощущается цель не только сделать некий популярный продукт, но и показать свой музыкальный класс (сбивочки там всякие, соло и т.д.).

Впечатление двоякое. С одной стороны, уровень действительно виден - редкая молодая группа играет так четко. С другой стороны, есть ощущение, что добиться популярности «Харли» будет достаточно тяжело - в песнях нет чего-то, за что «немузыканту» можно было бы зацепиться. Музыка по ощущениям гладкая и светлая, но без яркости или какого-то индивидуального блеска. То же можно сказать и о слишком простых текстах - либо про танцы да непрекращающееся абстрактное веселье («Танцы на палянцы», «Усю ноч мы танцавалi»), либо стандартные фолк-образы («Купалiнка»).

К тому же сложно представить, кому будет интересна подобная музыка. Для интеллигенции слишком просто и лишено национальной идеи, для широких масс - нехитово и заумно. Есть еще вариант моды на ретро, но и тут, как показывает волна гаражного рока 60-х на Западе, надо привносить в музыку что-то свое и оригинальное, а «Харли» хоть порой и достаточно близко подбираются к поп-мотивам «Песняров» 80-х, звучат не слишком ярко и убедительно. Вряд ли можно говорить со всей определенностью, но иногда складывается впечатление, что коллективу просто не хватает какой-то харизмы.

В общем, пока что сложно увидеть путь, благодаря которому коллектив в будущем сможет собирать большие залы, продавать десятки тысяч дисков и превратиться в звезд. Это не приговор, но повод для размышлений в преддверии дебютного альбома, который, по планам музыкантов, должен выйти весной. Хотя бы потому, что еще свежи в памяти «подвиги» группы «Мадера Хард Блюз», которую в контексте вложенных денег и полученной отдачи вполне вероятно могут признать самым громким провалом белорусской музыки последних лет. В отличие от них у «Харли» всё еще впереди, и это не только радует, но и вселяет надежду.

А в остальном концерт прошел своим чередом. Танцпол перед сценой достаточно регулярно заполнялся выходившими из-за столиков людьми, а некоторые из них при этом еще подпевали где-то выученные (за отсутствием компакт-диска, очевидно, именно на концертах) песни. Разбежались все, только когда в перерыве на сцену вышел Саша Попов (экс-«Лаки») и исполнил три композиции, по сравнению с которыми творения «Красок» и «Руки вверх» являются праздником творческой мысли и мелодизма. Известие о том, что некоторые из них написаны лидером группы Евгением Чалышевым, не добавило очков его коллективу, но, по большому счету, кому какое дело. Главной же героиней вечера стала Алла Домарацкая, выступавшая в роли конферансье после каждой песни. Большая ошибка.
Добавить комментарий
Проверочный код