Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Комплекты на выписку, конверты, одеяла. Безупречное качество премиум класса
kenga-nn.ru
№47 (414) 08 декабря 2003 г. События. Оценки

ПРОИСКИ РЕЖИМА

08.12.2003
Ирина ЧЕРНЯВКА

№ 47 [414] от 08.12.03 - В практике реализации белорусско-польского соглашения о визовом режиме отчетливо проявилось несколько проблем: стоимость виз, очереди перед польскими консульствами и порядок пересечения границы сотрудниками дипкорпуса. Эти проблемы носят в большей степени технический характер, однако вызывают недоумение обеих сторон, доходящее до резких взаимных претензий.

ЦЕНА ВОПРОСА

«Мы получаем сумасшедшие деньги! Но нам эти деньги не нужны - только лишние хлопоты», - так генконсул генерального консульства Республики Польша в Гродно Анджей Крентовский выразил отношение правительства и дипломатического корпуса Польши к цене виз, которые с 1 октября должны получать все граждане Беларуси, желающие выехать в Польшу.

С 1 сентября за польскими визами обратилось около 80 тыс. белорусских граждан. Только гродненское генеральное консульство выдало 23 тыс. виз. До конца года, по оценке Крентовского, белорусы получат около 100 тыс. виз. Цены - от $11 до $54. Таким образом, к началу следующего года бюджет Польши получит более $2 млн. В свою очередь, четыре белорусских консульства в Польше выдали лишь чуть более 10 тыс. виз.

После введения визового режима польская сторона уже дважды выступала с инициативой удешевления виз для граждан Беларуси. «Брать за визу несколько десятков евро - значит просто пополнять государственный бюджет, - сказал глава польского МИДа Владимир Тимошевич. - Мы не хотим зарабатывать на визах, но должен действовать принцип взаимности. Мы предлагали сделать визы бесплатными, но поскольку Минск вслед за Москвой отказался, мы предложили сделать цену минимальной, так, чтобы она покрывала только консульские издержки, но сейчас они стоят намного больше, чем мы хотели бы. Наше предложение остается в силе. Дело в политической воле, необходимой для решения этого вопроса».

«Никакого официального документа из Польши мы не получали, - возражает пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных. - МИДы не общаются через СМИ. Это скорее способ создания имиджа государства, но не решения насущных проблем. Почему бы белорусской стороне не выступить с инициативой снижения тарифов?.. Не знаю почему… Прошло еще мало времени, ситуация должна устояться. Должны стать очевидными те или иные процессы…»

СКЛОКИ В ОЧЕРЕДЯХ

Вторая проблема - очереди белорусских граждан перед консульскими учреждениями. После введения визового режима они доходили до полутора тысяч человек ежедневно, тогда как консульства в состоянии были обработать не более 600 документов. Время ожидания визы доходило до трех недель.

Эта проблема недавно едва не привела к дипломатическому если не скандалу, то непониманию. 28 октября МИД Беларуси отправил польским коллегам ноту протеста с требованием «предпринять необходимые меры по нормализации ситуации». В тексте ноты указывалось, что «…консульства РБ создали все условия для обеспечения граждан РП визами… Однако готовность польской стороны к выдаче виз, о которой польская сторона неоднократно заявляла, оказалась неадекватной…»

«Я не понимаю, зачем нужна была эта нота, ведь обеим сторонам прекрасно известно, что пропорции спроса на визы очень отличаются,
- недоумевает Крентовский. - Белорусских граждан в Польшу едет больше, чем польских - в Беларусь. Кроме того, около половины въезжающих на территорию РБ следуют транзитом в Россию. Что ж, мы можем открыть четвертое консульство Польши на территории РБ, так как в Польше действуют четыре белорусских консульских учреждения».

Впрочем, острота проблемы сейчас существенно снизилась. «Но мы еще не полностью удовлетворены тем, как польская сторона решает эту проблему», - говорит Савиных.

ВИЗА ДЛЯ ПОСЛА

Третья проблема, скорее курьезная, состоит в том, что из-за несовершенства текста документа дипломатические представители обеих стран вынуждены открывать визы для пребывания на своих рабочих местах. Всем - от послов до сотрудников визовых отделов. Дело в неточной формулировке, где диппредставители упоминаются только в одном пункте: им позволяется быть на территории страны-соседа без визы только до 30 дней. А в другом пункте: лица, приезжающие на работу, должны иметь визу. Таким образом, дипломаты Польши и Беларуси подпали под действие именно последнего пункта. Хотя по международной практике до заключения этого соглашения им требовались только консульская карточка и аккредитация в стране.

«В начале сентября я вместе с господином послом въезжал на территорию Беларуси. Наши дипломатические паспорта долго изучали пограничники, рассматривали, куда-то уходили, советовались и, наконец, спросили: «А зачем вам белорусская виза?» - рассказывает Крентовский. - И сейчас каждое пересечение нашими сотрудниками границы сопровождается таким вот удивлением».
Добавить комментарий
Проверочный код