Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (414) 08 декабря 2003 г. Экономика

РАЗВИТИЕ БЕЗ РЕКОНСТРУКЦИИ

08.12.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 47 [414] от 08.12.03 - В конце ноября в Лондоне состоялась презентация очередного отчета Европейского банка реконструкции и развития «Интеграция и региональная кооперация». Помимо традиционного анализа структурных реформ эксперты ЕБРР на этот раз обратили особое внимание на взаимоотношения между демократией и экономическими реформами. Центральная тема отчета - региональная интеграция в контексте вступления восьми новых стран из списка ЕБРР в ЕС.

ЧЕМ НЕ ЛУЧШЕ ЧЕХИЯ

ЕБРР порадовал тем, что наш регион - переходные, постсоциалистические страны - третий год подряд опережает среднемировые показатели. Только Китай и экономически свободные страны Азии имеют лучшие результаты. Если брать все 27 стран, то ВВП увеличился на 4,7%. 14 стран сумели добиться прогресса в структурных реформах, 11 - остались на том же уровне. Две страны, по мнению ЕБРР, повернули реформы вспять - Молдова и Узбекистан. Ни одна из стран региона не имеет высшей оценки «4+», поэтому потенциал для преобразований по-прежнему сохраняется.

Высокий рост ВВП в большинстве стан обеспечен за счет увеличения госрасходов, особенно в странах Вышеградской группы. Как и в Беларуси, дефицит частных инвестиций отмечался в Чехии, Польше и Словении.

ЕБРР отмечает неустойчивый рост в странах - экспортерах нефти (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан). Тем не менее лидерами трансформаций этого года стали Босния и Герцеговина, Сербия, Россия и Латвия. Беларусь в группе с Арменией и Азербайджаном замыкают тройку стран, стагнирующих в структурных и системных реформах.

Страны ЦВЕ и Балтии выросли только на 3,3%, что на уровне роста ВВП в Западной Европе (0,7%) совсем неплохо. СНГ на этом фоне выглядит просто «тигром» с показателем 6,2%. Большая часть роста обеспечивается одним фактором - ценой барреля нефти в $29. На презентации доклада ЕБРР отмечалось, что странам надо опасаться синдрома «уязвимости банановой республики». Это отчасти относится и к Беларуси. Устойчивый рост без диверсификации производственной структуры очень ненадежен. Тем не менее ЕБРР прогнозирует: рост ВВП в странах СНГ в следующем году составит 5% по сравнению с прогнозом на этот год в 4,7%.

В отчете этого года ЕБРР попытался установить корреляцию между уровнем защиты прав человека и собственности, принципа верховенства закона, свободой слова и СМИ и степенью реформированности экономики. ЕБРР вывел индекс конституционного либерализма (ИКЛ), суммирующий ряд важных показателей: индекс верховенства закона Всемирного банка, защиты прав собственности от Heritage Foundation и индекс контроля коррупции от Freedom House. В результате эксперты сделали вывод о наличии сильной взаимозависимости между успехом в экономических реформах и политическими свободами, а в условиях либеральной демократии гораздо легче проводить институциональные реформы. Если либерализацию цен, обменного курса и малую приватизацию провести достаточно легко, то создать эффективную конкурентную среду и прозрачное, ответственное правительство гораздо сложнее.

Авторы отчета отмечают: экономические реформы проводились и при авторитарных режимах (Чили и Китай), но лидеры Южной Америки давно перешли на демократию. То же самое ждет и Китай. Беларусь по ИКЛ находится в конце списка, примерно на одном уровне с Боснией, Казахстаном, Украиной и Россией. Мы более чем в два раза отстаем от Польши, Чехии, Венгрии и Эстонии. Увеличение ИКЛ возможно за счет создания условий для свободы слова и СМИ. В этом авторы отчета видят лучшее средство борьбы с коррупцией и неэффективным госуправлением, а свободные СМИ - важный элемент экономических реформ.

БЮРОКРАТЫ ВСЕХ СТРАН ОЧЕНЬ ПОХОЖИ

По инфляции регион ЦВЕ выглядит достаточно прилично, не считая Беларуси. В 2003г. в странах ЦВЕ и Балтии инфляция составит 2,9%, в странах СНГ - 9,8%. В следующем году, как прогнозирует ЕБРР, передовые европейцы будут иметь 3,5%, а СНГ - 9,2%. На этом фоне достижения Нацбанка Беларуси кажутся просто анахронизмом. Сегодня в приличной стране инфляция не может превышать 5%. Даже неспокойный балканский регион это осознал.

С монетарной стабилизацией страны ЦВЕ справились, а вот с бюджетной политикой - никак. В Чехии дефицит бюджета в 2003г. зашкалит за 8% ВВП, что ставит под угрозу макроэкономическую стабильность в стране. Чешское правительство платит высокую цену за неудачную чековую приватизацию, попытки спасти госбанки и крупные промышленные предприятия. В Венгрии дефицит бюджета чуть не дотянет до 6% ВВП, а в Польше может увеличиться до 6,5%. С такой фискальной политикой у этих стран, безусловно, возникнут проблемы со вступлением в зону евро.

Что делать, повышать налоги? Они и так выше 40% ВВП. Сокращать расходы? Польские шахтеры и фермеры, равно как и чешские рабочие, к этому не готовы. А ведь в большинстве стран ЦВЕ еще не завершена реформа сталелитейной, угольной, судостроительной отраслей и тяжелого машиностроения. Эксперты ЕБРР утверждают, что переходным странам нельзя цепляться за старую структуру производства. Это важный урок и для Беларуси. Самые промышленно развитые страны в мире имеют долю промышленного производства около 15%, и она постоянно сокращается. В начале XX века сельское хозяйство давало 70-80% ВВП, сегодня - только 2%. Поэтому движение к экономике сферы услуг - необратимый процесс.

Не надо строить иллюзий относительно того, что в Беларуси дефицит бюджета всего 1,5% ВВП. Если передать на баланс государства всю социальную инфраструктуру, прекратить использовать средства коммерческих банков на программы, которые должны финансироваться из бюджета, то наш дефицит бюджета составит минимум 6% ВВП. Фискальной дисциплине нам надо поучиться у Латвии, Литвы, Эстонии и Словении, которые имеют дефицит бюджета в пределах 2% ВВП. Пока же во всех восьми странах, которые с 1 мая 2004г. станут членами ЕС, эксперты ЕБРР отмечают низкое качество системы гос-управления.

Таблица 

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОТИВ БЕЗРАБОТИЦЫ

Прежде чем стать членом глобальной системы экономических отношений, надо интегрироваться на местном и региональном уровнях. Даже если вы торгуете со своими соседями и достигли некого предела, вам все равно надо использовать их территорию для транзита свои товаров в третьи страны. Поэтому с соседями надо дружить. Малые внутренние рынки не в состоянии привлечь большое количество прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поэтому необходимо открывать и консолидировать региональные рынки. Страны ЦВЕ и Балтии это уже давно поняли. Они уверенно идут к единому европейскому рынку с 300-миллионывм населением. В результате удачной региональной интеграции именно страны ЦВЕ получили львиную долю ПИИ. Другие получали иностранные инвестиции преимущественно в добывающие сектора.

Самые большие проблемы в плане региональной интеграции возникают на рынке труда. Даже в передовых странах ЦВЕ и Балтии эксперты ЕБРР отмечают низкую внутреннюю мобильность рабочей силы. Так что создание единого рынка труда хотя бы на региональном уровне чрезвычайно затруднено. В регионе практически ни одно правительство не поддерживает последовательную либерализацию рынка труда. Нет таких правящих и оппозиционных партий в ЕС. Поэтому высокая безработица еще долго будет мучить Европу. По мнению авторов отчета, любая интеграционная инициатива, приводящая к снижению торговых барьеров между хотя бы двумя странами без повышения барьеров в торговле с другими, выгодна. Это еще один важный интеграционный урок для Беларуси из очередного отчета ЕБРР.
Добавить комментарий
Проверочный код