Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (414) 08 декабря 2003 г. Экономика

ВВЕЛ НАЛОГИ - И ЗАЖИЛ СПОКОЙНО

08.12.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 47 [414] от 08.12.03 - Вновь бюджет страны будет принят экспресс-методом. По настоятельному предложению главы государства. Без кредитов Нацбанка на финансирование дефицита бюджета все равно темпы роста должны составить 9-10%. Реальные денежные доходы на душу населения в следующем году вырастут на 10-11%. Курс рубля будет до скукоты стабильным - 2.280 рублей за $1 в среднем за год при уровне инфляции 114-118%. Так считает правительство.

ВВП ЗАКАЗЫВАЛИ?

Такой буйный экономический оптимизм вызван не тщательными экономическими расчетами или открытием дешевых долгосрочных многомиллиардных кредитных линий, а простым человеческим фактором. Глава государства решил, что ВВП в Беларуси должен расти быстрее, чем в России, и приказал пересчитать бюджет под рост ВВП в 10%.

Этой цифре верится с трудом. Уже на протяжении многих лет то, что планирует правительство на год вперед, и то, что получается в жизни, отличается на 5-7 процентных пунктов ВВП. В конце 2001г. принимали бюджет на 2002г. и считали ВВП - 21,7-22,25 трлн. рублей. В итоге получили 25,52 трлн. Ошиблись как минимум на 3,27 трлн. В конце 2002г. ВВП на 2003г. планировали в 31,7-32,9 трлн. Сейчас утверждают, что будет 35,4 трлн. рублей. Разница - 2,5 трлн. Еще никогда правительству не удавалось угадать уровень инфляции, девальвации, а также параметры доходной и расходной частей бюджета. Творческий подход к макроэкономическим показателям налицо.

Таблица

ВОДКА И БЕНЗИН ДОРОЖАЮТ

Сразу оговоримся, принципиальных изменений в доходной части бюджета-2004, структуре республиканских и местных налогов по сравнению с предыдущими годами не предусмотрено. Более 30 налогов и сборов по-прежнему призваны снимать дань с каждого вида экономической деятельности человека и предприятия. Самое существенное изменение - снижение НДС с 20 до 18%. Узнав о нем, депутат Василий Хрол предложил обложить сниженным НДС всех владельцев сотовых телефонов. Платежи в целевые бюджетные фонды уменьшатся с 4,5 до 4,15% выручки (сбор на поддержание жилищного фонда уменьшается с 1 до 0,75%, сбор на формирование жилищно-инвестиционных фондов будет 0,4% вместо 0,5%). Еще один подарок реальному сектору - снижение предельного размера налоговых ставок по местных целевым сборам с 5 до 4% суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении юридического лица. На этом аттракцион неслыханной щедрости по отношению к налогоплательщику заканчивается.

Для страны, экономика которой задыхается от совокупной налоговой нагрузки около 50% ВВП, такая смелая реформа выглядит как форменное издевательство. Тем более что грядет и повышение ставок отдельных налогов, равно как и введение одного нового коварного сбора.

Несмотря на критическое состояние алкогольной промышленности, правительство запланировало рост акциза по водке - с 3,9 евро сегодня до 4,4 евро. Минфин попытался было ввести 10-процентный налог на прибыль сверхрентабельных предприятий (более 30%), но, видимо, испугавшись последствий, решил пойти другим путем - вводится новый налог на приобретение бензина и дизельного топлива в размере, «не превышающем 10% стоимости». Речь идет о еще одном оборотном налоге на очень чувствительные для населения и бизнеса товары - поступления по этому налогу с лихвой компенсируют недостачу по НДС и мелких сборам.

Для остальных товаров белорусского происхождения будет действовать налог с продаж в размере максимум 5% выручки, а по импортным товарам - до 15%. Еще одно неприятное для налогоплательщиков изменение порадует только сельхоз- и дорожное лобби. В бюджете 2003г. единый платеж в фонд поддержки сельхозпроизводителей и пользователей автодорог составлял 2%, и деньги делились поровну. В 2004г. предусмотрено повышение сбора в сельхозфонд до 2% и увеличение доли средств аграрников в едином 3-процентном налоге до 67%. Так что и дорожникам больше перепадет.

БАЛАНС НЕ ПОЛУЧИЛСЯ

На 2004г. запланирована доходная часть республиканского бюджета в 13,22 трлн. рублей, расходная - 13,91 трлн. рублей. Дефицит запланирован в размере 690,2 млрд. рублей (5% расходной части бюджета). В 2003г. планировался дефицит в 494 млрд. (7,5% расходной части). Как безусловное достижение Нацбанка отметим тот факт, что впервые это ведомство формально не будет финансировать дефицит бюджета. Напомним, что в 2003г. было запланировано потратить на эти цели 152 млрд. эмиссионных денег Нацбанка. Минфин планирует закрыть дырку в бюджете продажей ГКО и ГДО в объеме 200 млрд. рублей, реализацией «принадлежащего государству имущества» на 100 млрд. Так правительство предлагает «проесть» приватизационные деньги. «Прочие источники внешнего финансирования» должны предоставить 592,8 млрд. рублей. Минфин оптимистически запланировал продажу своих ценных бумаг внешним инвесторам, надеясь на получение инвестиционного рейтинга. Если этот трюк не пройдет - такой сценарий вполне вероятен - дополнительная нагрузка опять ляжет на белорусские банки, которые в этом году превысили годовую норму покупки ГКО уже в первом квартале и идут с трехкратным опережением прогнозного объема. Получив приказ снижать процентные ставки по кредитам для реального сектора (т.е. для весьма проблемных госпредприятий), безропотно выдавать кредиты на выплату зарплаты, столкнувшись с сокращением депозитов населения, белорусские банки могут и не проглотить растущих аппетитов правительства по финансированию бюджетных расходов. По оценкам экспертов, 19,5% кредитов выдается под административным давлением.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЧИНОВНИКОВ И «СДАЧА» ФСЗН

Среди других особенностей структурной и доходной частей бюджета отметим достаточно неприятную ситуацию с полным поглощением республиканским бюджетом Фонда соцзащиты населения (ФСЗН), который впервые включен в республиканский бюджет - это 5.675 млрд. рублей. Увеличивается рост числа организаций и структур, доходы которых в рублях и валюте не будут поступать в республиканский бюджет, а будут расходоваться ими по своему усмотрению. Помимо традиционных закрытых структур - МВД, Минобороны, МЧС, Минсвязи и КГБ - в 2004г. Минтранс и Минторг также сумели «выбить» свой дополнительный источник финансирования. Транспортники будут оставлять у себя средства, получаемые за выдачу разрешений на проезд по территории иностранных государств. Минторг отхватил себе более значимый кусок. Он будет управлять средствами, которые платят организации за переработку отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона.
Добавить комментарий
Проверочный код