Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (414) 08 декабря 2003 г. Экономика

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОСАДЯТ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВЫРАСТЕТ

08.12.2003
Семен НЕШАРЕТСКИЙ

№ 47 [414] от 08.12.03 - Белорусский президент одобрил проекты прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2004г., переделанные с учетом его пожеланий.

Согласно ценному указанию Лукашенко, бюджет на 2004г. «должен носить сильно выраженную социальную направленность», а выполнение прогноза социально-экономического развития страны, как нетрудно догадаться, должно быть обеспечено «потом и кровью». Народ жаждет, по мнению президента, выполнения обещанного программой социально-экономического развития страны на 2001-2005гг.: «Правительство должно отчетливо понимать, что речь не может идти о невыполнении тех или иных показателей в определяющем, четвертом году пятилетки. 10% роста ВВП - не предел. Мы можем это сделать, если внимательно посчитать себестоимость, затраты на производство продукции, привлечь инвестиции».

Однако президент не подсказал правительству, как посчитать себестоимость и затраты на производство продукции, если до сих пор неизвестны ни цена основного энергоносителя - газа, ни объемы его поставок в «определяющем году». Пока ничто не указывает на то, что цены будут меньше $50, а объемы поставок газа больше, чем в этом году. Эти параметры будут известны не ранее 25 декабря.

Между тем контрольные цифры прогноза уже одобрены и Лукашенко ждет их выполнения любой ценой. Например, с учетом замечаний президента средняя зарплата работников бюджетной сферы должна составить $170 в декабре 2004г., а не $145, как предполагали в правительстве. К 2005г. всех трудящихся ждут вожделенные $250 в среднем за месяц.

Но что для трудящихся доход, то для командиров производства издержки и, следовательно, рост себестоимости. Двукратный скачок зарплаты не пройдет бесследно для любого предприятия. Реализация подобных планов предполагает кратное увеличение отчислений в фонд соцзащиты, делая совершенно нереальным выполнение правительственного обещания: снижать общую налоговую нагрузку для предприятий на 1,5-2% в год.

При этом стоить обратить внимание на целевую установку президента. Стране предлагают не увеличить уровень жизни трудящихся в два раза, а увеличить за 2004-05гг. в два раза среднюю зарплату.

Согласно устоявшейся мировой практике, рост уровня жизни связывают с ростом производительности труда, а не просто с увеличением ВВП. При условии, что производительность труда будет прирастать на 9% ежегодно, рассчитывать на удвоение в уровне жизни можно только через 8 лет. Ориентируясь на рост ВВП и считая его на основе произведенной продукции, в целях достижения средней зарплаты в $250 можно лишь добиться ускорения инфляции, а не поправить дела с уровнем жизни населения.

В правительстве и Нацбанке это, кажется, понимают, нежно называя узаконенные на президентском совещании параметры «максимально напряженными». Чиновники, делая вид, что записывают каждое слово президента, не услышали главного: 10% прироста - это «не предел». Подобная невнимательность может стоить дорого: не справившихся с заданием руководителей любого ранга ждут суровая кара и отлучение от хлебного места службы.

Задача стоит непростая. Тем более что президент несколько ограничил представителей исполнительной «вертикали» в средствах достижения цели. Пока граждане закатывали огурцы и помидоры, председатель Минского горисполкома тоже готовился к зиме, закатывая асфальт на пр. Скорины. Не этот ли титанический труд по благоустройству города имел в виду Лукашенко, вопрошая: «Зачем рыть и ломать то, что еще может служить?»

Ответ на поставленный вопрос предстоит дать председателю Комитета госконтроля, уполномоченному проверить столичный бюджет. Конечно, объектом предстоящего исследования не станет оценка степени готовности домашнего хозяйства мэра к зиме - до этого еще не дошло. Однако результаты столичных изысканий могут вполне обогатить опыт наращивания ВВП, накопленный в Минской области, и стать поводом для нового семинара по повышению квалификации руководящих кадров республики.
Добавить комментарий
Проверочный код